О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Выступление Николая Левичева на Конгрессе депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ЦФО

25 июня 2013

 см. также ↓

25 июня в Иванове состоялся Конгресс депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Центрального федерального округа на тему "Малые города России: проблемы и перспективы".

Участники заседания обсудили широкий круг важных социально-экономических вопросов: проблемы сферы ЖКХ, соответствие услуг управляющих организаций запросам населения, доступность качественного образования, необходимые меры поддержки садово-приусадебных участков, модернизация промышленно-экономического потенциала, туристическая привлекательность и сохранение архитектурно-исторического наследия малых городов.

В работе Конгресса принял участие Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления:

– Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать всех собравшихся в этом зале. Рад тому обстоятельству, что сегодня здесь яблоку негде упасть!

Численность наших депутатов на различных уровнях законодательной власти – от федерального до муниципального – растет с каждым единым днем голосования. Я выражаю уверенность, что и 8 сентября наш отряд депутатов всех уровней, состав нашей Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ возрастет. Вместе с ростом количества депутатов растет и наша политическая ответственность за положение дел в стране.

В структуре муниципальных образований России малые города, проблемы которых мы собрались с вами обсудить, пожалуй, сегодня наиболее слабое звено. Именно в них сосредоточены все основные противоречия нашей сегодняшней жизни. Поэтому мне представляется, что тема сегодняшнего Конгресса депутатов крайне актуальна.

Давайте вспомним, с каким трудом выживали наши малые города в лихие 90-е годы. С 1996 по 2001 год в малых городах закрылось 70% предприятий. Когда завод встал, налоговых поступлений нет. А люди остались. Непонятно было, что делать.

Каждый город прошел этот период по-своему. Каждый выживал, как умел. Но были и общие черты. Практически все малые города оказались заложниками двух-трех предприятий. И банкротство даже одного из них ставило под угрозу жизнь всего города. Ряд предприятий начал регистрироваться в офшорных зонах, или в Москве и Санкт-Петербурге. При этом они продолжали пользоваться местной землей, инфраструктурой, рабочей силой, но самому городу мало что давали.

Что изменилось в 2000-е годы? Надо отметить, что был принят 131-й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Но за минувшие годы только ленивый не критиковал этот закон. Судьба этого закона такова: за 10 лет в закон было внесено более 300 поправок. Их точное число не удается даже сосчитать! Но, во всяком случае, это рекорд для российских законов последних лет. Тем не менее, до сих пор слышатся те же самые жалобы: разграничить ответственность внутри регионов и на местах так и не удалось.

Сегодня проблема не в передаче прав и обязанностей "сверху-вниз" – к этому федеральная и региональная власть в принципе готова, и с удовольствием это иногда делает – вся загвоздка том, что финансового обеспечения этих полномочий по-прежнему нет.

И главная головная боль местной власти – это по-прежнему вопрос, где взять деньги. Сегодня только 15% муниципальных образований имеют бюджеты, способные финансировать хоть какое-то развитие. Как и в 90-е годы, местных сил и средств хватает только на то, чтобы с трудом выживать.

В период кризиса 2008–2009 годов Правительство активно поддержало некоторые моногорода довольно точечным образом. Но системной финансовой поддержки малые города так и не дождались, потому что не принято никаких системных законодательных решений.

Полномочия самоуправлений малых городов то забирают, то возвращают, то опять забирают. В прошлом году муниципальное здравоохранение перевели на уровень регионов, хотя муниципальные власти кое-где успели вложить в него существенные средства. Сейчас, похоже, такую же операцию хотят провести со школами. Деньги на ремонт дорог тоже "высасывают" наверх. И у местной власти возникает резонный вопрос: кем и чем руководить, если различные учреждения одно за другим выводятся из сферы их влияния?

Я бы сказал, что Правительство пока не имеет четкой позиции по отношению к малым городам. Можно наблюдать, как складываются два взгляда на эту проблему. С одной стороны, считается, что сокращение городов небольшого размера является непреодолимой глобальной тенденцией. И "глубинка" тем самым из источника ресурсов для федерального бюджета превращается в "черную дыру", куда просто проваливаются деньги.

Подсчитано, что свертывание избыточной сети малых и средних городов и сокращение их численности на 15-20 миллионов человек может, якобы, сэкономить для федерального бюджета десятки триллионов рублей. Минрегионразвития приоритетным считает сегодня развитие городских агломераций с населением более миллиона человек. И поэтому федеральная и региональная бюджетная поддержка малых и средних городов продолжает оставаться крайне скудной.

Если ничего не делать, наверное, малый город действительно исчезнет сам собой. Работоспособная часть населения, не выдержав передряг, уедет, а пожилая часть населения уйдет по естественным причинам. На месте города останутся обезлюдевшие улицы и бродящие по ним обездоленные остатки людей, разрушенная инфраструктура и зарастающие травой дороги. Перед открытием форума я посмотрел фотовыставку, посвященную проблематике малых городов России. В одном из малых городов на место провалившегося асфальта жители поставили срубленное дерево, чтобы туда не проваливались машины. Такая апокалиптическая картина. И сегодня, по данным экспертов, уже 10 % малых городов находятся на грани гибели.

Есть другой взгляд. На самом деле, Россия – во многом страна малых городов. В них проживает примерно 15% городского населения, а если принять во внимание зону влияния малого города, то в этих зонах можно насчитать до 40 миллионов человек.

Сегодня модно вспоминать историю. Вчера состоялось очередное заседание Исторического общества, которое возглавил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. Наконец-то открылся исторический телеканал. Давайте вспомним прошлое, и тогда мы поймем, что практически все малые города России занимают в отечественной истории свое особое место и продолжают хранить национальную культуру и народные традиции. У каждого города сформировался свой неповторимый уклад жизни, свой облик, исторический и природный ландшафт, историческая память, о которой сегодня стали вспоминать.

Надо сказать, что малые города играют и важную административную роль. Это своеобразные "провинциальные столицы" прилегающих к ним территорий. Зачастую они, как я уже сказал, являются единственными очагами культуры и образования на сотни километров вокруг. Убери малые города – останется, образно говоря, "дикое поле".

В этом смысле хотел бы подчеркнуть, что жизнеспособные малые города – это эквивалентно освоенности территории нашей страны.

Думаю, что позиция партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в этом вопросе должна быть предельно четкая. Мы не считаем малые города бесперспективными. Кризис малых городов – это следствие многочисленных ошибок, допущенных при реформировании экономики страны, это результат политики централизации финансовых ресурсов прежде всего в городах-миллионниках, которая проводилась и продолжает проводиться. Исчезновение малых городов – это симптом ущербности государственного управления страной.

У нас не много, а мало малых городов! С глобальной точки зрения, Россия как страна с самой большой территорией в мире обладает этим конкурентным пространственным преимуществом, и в XXI веке именно пространство – это главный ресурс нашей страны. Не столько даже нефть и не газ, которые в недрах, а именно огромное жизненное пространство (существует даже такое понятие – "пространственная рента"). Если между крупными городами возникнет экономическая и социальная пустыня, мы не только потеряем эту пространственную ренту, мы потеряем всю страну. Давайте вспомним, что развал СССР начался с ликвидации "неперспективных деревень". В начале 90-х в ходу было словосочетание "неперспективные поселения". Теперь появляются "неперспективные города". Что дальше? Дальше мы доживем до неперспективной страны.

Кризис малых городов неизбежно ударит и по городским агломерациям, как бы Правительство ни пыталось их защитить.

Жизнь малого города зависит не только от позиции федеральной и региональной власти, но во многом и от местной власти, от качества управления, прежде всего, управления развитием города. Некоторые малые города России усилиями местных властей сегодня умудряются демонстрировать довольно высокую жизнеспособность и успешно развиваются. Проводится взвешенная инвестиционная политика, строятся дороги с твердым покрытием, аэродромы малой авиации, развивается мобильная связь, растет сфера услуг. Но пока это точечные примеры.

Источником пополнения бюджета становится во многих малых городах индустрия туризма и отдыха – в частности, в некоторых городах "золотого кольца" России. Начинается изучаться история, воссоздаются прежние традиции и праздники. Возрождаются народные промыслы. Возникают оригинальные современные музеи, которые могут привлечь внимание туристов.

К сожалению, есть и много других примеров: финансовые скандалы, отключения электричества, прорывы канализации, в том числе на морозе, вырубка лесов, махинации с землей, масштабная коррупция. Мы видим, что иногда даже в условиях, когда местная власть проходит через выборное горнило, появляются люди, напоминаются пришельцев, умудряющиеся выиграть выборы, садящиеся на финансовые потоки и не уходящие, пока город не начинает угасать.

Малый город – это особый хозяйственный уклад, который во многом зависит от местного сообщества, от тысяч или десятков тысяч граждан, которые любят свой город и не желают его покидать. Скажу больше: мне представляется, что сообщество малого города – это почти готовая модель российского гражданского общества. Именно в малом городе можно создать настоящее народное самоуправление и пробудить низовые инициативы.

И не надо ждать, когда щедрой рукой вышестоящих начальников будут даны те или иные полномочия. Плохой или хороший, но есть 131-й закон, есть его буква и его дух. Этим надо пользоваться!

Мы очень надеемся, что наш депутатский корпус в малых городах получит поддержку широких слоев населения и выведет местное самоуправление на новый виток развития. Поддержка муниципальных сообществ, распространение культуры самоорганизации граждан – это наша важнейшая политическая задача. Работая над этим, мы сможем рассчитывать и на встречное движение, на активность людей в защите муниципальных институтов, а значит, и на их свободное участие в местных выборах.

Я считаю, что наши депутаты, наши кандидаты в депутаты всех уровней должны иметь собственное понимание того, как должна развиваться "подведомственная" им территория, и иметь собственную программу ее развития. Понимание местных условий, правильная расстановка приоритетов, знание того, как решить конкретный вопрос, может заменить тысячу агиток, которые будут присылаться вам из центра. Вся необходимая методологическая помощь со стороны исполнительных органов партии вам будет оказана.

Думаю, что итогом нашей политической работы в малых городах должна в конечном итоге стать ответственная власть, достойные условия жизни и развития, и новый, современный облик малых городов.

Несколько слов о бюджетном процессе в малых городах, предваряя специальное выступление на эту тему. Мы неоднократно отмечали, что муниципальным образованиям необходимо передать часть налоговых доходов, получаемых на их территории. На наш взгляд, важно не просто выделять, спускать сверху муниципалитетам деньги, а обеспечить их постоянными, стабильными источниками доходов.

В Программе партии так и сказано, цитирую: "каждый бюджетный уровень должен иметь собственную налоговую базу, не пересекающуюся с федеральными налогами".

Что происходит сейчас? Доля местных налогов в общей структуре налоговых доходов муниципальных образований не превышает 20%. Местные бюджеты всецело зависят от трансфертов и финансовой помощи "сверху", которая, как правило, имеет определенное целевое назначение. А это значит, местная власть этими деньгами по своему усмотрению распорядиться не может. Спрашивается, что это за власть, которое ничем не может распорядиться?

Сегодня региональное начальство может добавить к нормативу налоговых отчислений в местные бюджеты, а может и забрать. И чем сильнее местная власть, как мы иногда видим, чем лучше она работает, тем зачастую у нее больше забирают. Поэтому пропадают стимулы вообще что-либо инициативно делать.

В бюджете 2013 года регионам были переданы дополнительные расходные полномочия по здравоохранению и другим социальным статьям, в том числе отнятые у местной власти. Пока трудно сказать, как это повлияет на местные бюджеты. Но есть серьезные опасения, что они могут еще больше похудеть. Уже высказаны предложения передать на региональный уровень еще большую долю налога на доходы физических лиц. Как известно, сейчас региональные бюджеты получают 60% подоходного налога, а 40% остается местным властям. Начинает обсуждаться соотношение 70 на 30. Если так дальше пойдет, в компетенции местных властей останется, наверное, только вывоз бытовых отходов да озеленение.

Мы много раз выступали с предложением заставить предприятия регистрироваться по месту своего фактического размещения и там же платить налоги. Обычно налоги платит головная компания, которая зарегистрирована где-то в московском холдинге, а потом деньги лишь частично возвращаются в региональные бюджеты, а местным перепадают совсем уж крохи. После активного обсуждения этой проблемы на всех возможных уровнях можно констатировать, что все остается как есть. В большинстве малых городов даже нет органа, координирующего работу предприятий, находящихся на его территории.

Надежным источником местных доходов, на наш взгляд, должен стать налог на недвижимость. Это универсальный налог, который успешно применяется во многих странах, причем именно для формирования доходной части местных бюджетов. Забрать его "наверх" – это пойти против всякой экономической логики.

С 2008 года мы настаиваем на введении этого налога, но оно откладывается из года в год. Хотя подсчитано, что налог может принести в местные бюджеты почти триллион рублей в год. Поэтому наши депутаты должны активно участвовать в бюджетном процессе. Иначе мы ничего не добьемся, и этот предполагаемый триллион рублей может по пути сверху вниз просто вылететь в трубу.

Поскольку именно наша партия активно выступает за скорейшее введение налога на недвижимость, надо объяснить людям, что этот налог будет иметь сложную систему льгот и скидок, что простым работящим людям боятся его не надо. Там буду прописаны исключения из налогооблагаемой базы собственности малообеспеченных граждан. Основными плательщиками этого налога станут владельцы дорогой недвижимости – тех самых замков и дворцов, которые выросли как грибы за 90-е и 2000-е годы вокруг многих больших и малых городов.

Теперь несколько слов о задачах депутатского корпуса в предстоящей избирательной кампании. Позиция нашей партии по актуальным проблемам страны, в том числе по проблемам местного самоуправления, отражена в брошюре, которая раздавалась вам при регистрации. Перечислю лишь основные болевые точки.

Первое – это состояние жилищно-коммунального хозяйства. На ЖКХ расходуется львиная доля городских бюджетов. Тем не менее, в большинстве малых российских городов жилищный фонд ветшает. Одновременно растут тарифы на коммунальные услуги. При этом местную власть до формирования тарифов часто вообще не допускают. Разница в тарифах по малым городам даже в пределах одного района может быть очень существенной, чтобы не сказать огромной.

Во всем этом надо предметно разбираться. Наши депутаты должны жестко контролировать тарифы на содержание и ремонт жилья, требовать от управляющих компаний соблюдение стандартов раскрытия информации, касающейся их финансово-хозяйственной деятельности.

После недавнего заседания Госсовета по вопросам ЖКХ поддержка федеральной власти по наведению порядка в этой сфере будет максимальной. И мы очень рассчитываем на активную позицию депутатов от нашей партии и не собираемся уступать кому бы то ни было инициативу в обсуждении этих проблем.

Напомню, согласно Программе нашей партии, максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не должна превышать 10% совокупного дохода семьи. Для этого наши депутаты, особенно в региональных законодательных собраниях, будут добиваться принятия соответствующих законов и определения адресных жилищных субсидий на региональном уровне.

Вторая тема – здравоохранение. Во многих городах разрастаются платные медицинские услуги в ущерб государственным гарантиям оказания населению бесплатной медицинской помощи. При этом качество медицинского обслуживания остается крайне низким.

Я уже отметил, что в течение прошлого года значительная часть муниципального имущества, используемого органами местного самоуправления в целях охраны здоровья (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства) была передана в собственность региона. Поэтому роль местной власти в обеспечении населения медицинскими услугами и ее возможности резко сократились. Теперь их главная задача – по крайней мере, контроль за приведением медицинских учреждений, находящихся на территории города, в нормативное состояние.

Мы также выступаем за установление надбавок к заработной плате медицинского персонала, работающего на территории города, и обеспечение жильем молодых специалистов-медиков.

Третья тема – образование. Во многих малых городах нет собственной позиции по вопросу модернизации образования, и местная власть слепо подчиняется указаниям свыше. Мы пытаемся бороться на федеральном уровне. Вы знаете, что все три оппозиционные фракции Государственной Думы письменно обратились к Президенту с требованием отправить в отставку министра образования, а фракция "Единая Россия" устно поддержала эту тему. Будем продолжать бороться с этими псевдореформами, которые сегодня проводятся. Но давайте не ждать, давайте на местном уровне постараемся сохранить в школах лучших педагогов и пополнить школы новым поколением учителей. Свое слово в этом плане могут сказать школьные попечительские советы, с которыми нашим депутатам нужно сотрудничать и работать. В этом смысле мы можем существенно расширить участие общественности в управлении и контроле качества образования.

Четвертая тема, актуальная практически везде – это дороги. Основной причиной плохого состояния дорог местные власти, как правило, называют недостаток финансовых средств. Собственных средств хватает только на латание дыр, в буквальном смысле слова, а трансферты из регионального бюджета оказываются совершенно недостаточны.

При этом замалчивается организационная сторона дела. Мы чуть ли не каждый день уже с экранов телевизоров узнаем, куда складируются бюджеты на строительство дорог. Уже и в кастрюли их складывают, как мы недавно видели, поскольку сейфы забиты. Надо понимать, что это та сфера, где продолжает пышным цветом цвести коррупция, и коррупционные схемы и схемы одна красивее другой.

Начиная с 2014 года в муниципальные дорожные фонды будут отчисляться 10% акциза на бензин, собранного в регионе. В этой связи надо добиться, чтобы органы самоуправления ежегодно отчитывались перед жителями, как используются эти средства. И задача депутатов – проводить регулярный аудит дорожного фонда. Именно они могут и должны пресекать коррупцию в сфере дорожного строительства и ремонта.

В заключение я бы хотел сказать, что возрождение малых городов, развитие регионов России – это возможность создать равные и справедливые условия жизни для всех наших граждан, реализовать их социальные права независимо от места проживания!

Именно так, по сути, сформулированы задачи нашей партии в ее программе. Именно российские регионы, при всей своей уникальности и своеобразии, обеспечивают сохранение нашей многонационально российской культуры и национальной идентичности.

Политическая борьба партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – это борьба за социальное благополучие граждан, за эффективную государственность и за лидерские позиции нашей страны на международной арене. Спасибо за внимание!


Перед участниками Конгресса также выступили Председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ивановской области Павел Попов (рассказал об истории развития палаты депутатов и важности обсуждаемой сегодня проблемы малых городов), депутат Государственной Думы Андрей Озеров (посвятил выступление проблеме управления межбюджетными отношениями в муниципальных образованиях), член Совета регионального отделения партии в Ивановской области Василий Цветков (тема – "Специфика защиты прав потребителей в малых городах"), председатель местного отделения партии в городе Калязин, депутат городского поселения Калязина Роман Бутин ("Развитие туризма и проблемы ЖКХ в малых городах на примере городов Кашин и Калязин), кандидат в депутаты Ивановской областной думы Сергей Черемохин ("Пути решения проблем малых городов с использованием механизма государственно-частного партнерства"), депутат Государственной Думы Андрей Туманов ("Проблемы и пути решения вопросов садоводов России"), руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Шуйской городской Думе Владимир Возилов ("Проблемы исторических поселений и пути их решения"), директор Института развития, изучения здоровья и адаптации человека Евгений Шелкопляс ("Использование потенциала академического сообщества в формировании стратегии развития малых городов"), член партии Наталья Смирнова (говорила о пенсионной реформе и оплате труда медицинских работников), депутат Государственной Думы Антон Беляков (вопросы здравоохранения), Председатель региональной палаты депутатов партии в Ярославской области Сергей Хабибуллин ("ЖКХ в интересах жителей. Благоустройство дворовых территорий), лидер регионального отделения молодежного движения "Справедливая сила" в Рязанской области Наталья Латыпова ("Увеличение размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей – ликвидация малого бизнеса в России"), депутат Городского Совета народных депутатов Владимира Альберт Русанен ("Практика применения законодательства в сфере ЖКХ на региональном уровне") и другие.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International