Депутаты "СРЗП" об интеграции новых субъектов РФ в российское законодательное пространство
см. также ↓25 октября на правительственном часе в Государственной Думе с докладом на тему "О ходе интеграции новых субъектов Российской Федерации в российское законодательное пространство" выступил Министр юстиции РФ Константин Чуйченко. От фракции "СРЗП" вопросы задали Сергей Кабышев, Яна Лантратова. Выступил Анатолий Лисицын.
Сергей Кабышев:
- Уважаемый Константин Анатольевич, воссоединение с историческими территориями знаменует новый этап в развитии нашей страны, который требует особого внимания к качеству подготовки юридических кадров. Юридическое образование по своей сути должно быть национальным и патриотическим, обеспечивать подготовку кадров, которые защищают ценности, идеалы нашей страны.
Какие меры предпринимает министерство в плане повышения качества юридического образования, в том числе на воссоединенных территориях, с учетом их особенностей? Достаточно ли, по вашему мнению, существующих полномочий министерства в этой сфере или же необходимы дополнительные?
Спасибо.
Константин Чуйченко:
- Сразу скажу, что полномочий у нас достаточно.
Формирование требований к высшему образованию – это компетенция Минобра. И мы на этом направлении очень плотно работаем с нашими коллегами. Мы в настоящее время движемся в плане формирования и усиления специализации юридического образования и очень плотное внимание сейчас уделяем развитию судебной экспертизы. Мы сейчас создаем новые специальности, новые дисциплины в сфере судебной экспертологии, но плюс мы также занимаемся сейчас проблемой рейтингования наших юридических вузов, эту работу мы совместно проводим с профессиональным сообществом и с Ассоциацией юристов России.
А так мы вашу обеспокоенность разделяем, да, и считаем, что было время, когда слишком много в России выпускалось юристов, и, к сожалению, эти юристы были не совсем нужного качества. Ну и плюс мы очень плотно работаем с работодателями, идем, как говорится, от обратного, а именно мы изучаем запросы работодателей и на их основе участвуем в формировании уже стандартов образования.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Константин Анатольевич, с 1 октября 2023 года изменилась методика подсчета нотариальных тарифов, и уже сейчас видно, что по части социально значимых услуг тариф снизился, собственно, как и обещал Минюст, но в ряде регионов разработанная Федеральной нотариальной палатой формула приводит не к уменьшению, а к увеличению по ряду направлений. При всем этом мы понимаем статистику – нотариусы не самые бедные люди.
Уважаемый Константин Анатольевич, какие меры предпринимает или планирует предпринять Минюст по указанному вопросу с целью недопущения увеличения нотариальных тарифов?
Спасибо.
Константин Чуйченко:
- Я хотел бы сразу отметить, что формулу разрабатывает нотариальная палата, а утверждает эту формулу Минюст. Поэтому мы в равной степени несем ответственность за то, что происходит с тарифами.
Вот у меня есть данные, и я могу сказать, что, действительно, по ряду тарифов у нас его размер возрос, да, но это связано, прежде всего, с нотариальным удостоверением документов в сфере предпринимательской деятельности. Да, на этом направлении, действительно, можно говорить об увеличении тарифов, но тем не менее, вот те данные, которыми я располагаю, они говорят о том, что так называемые социально значимые тарифы у нас очень значительно уменьшились по многим позициям.
Ну, например, свидетельствование подлинности подписи на документе физического лица в Севастополе на 40% уменьшилось, в Калмыкии – на 34%, в Республике Тыва – на 32%. За удостоверение согласия законных представителей на выезд несовершеннолетних детей в Республике Северная Осетия уменьшено на 28%, в Орловской области – на 26%, в Курганской области – на 24%.
Я мог бы продолжить это перечисление, но со своей стороны тогда дайте нам информацию по тем случаям, где вы считаете, возросли тарифы по социально значимым нотариальным действиям. Мы тогда будем разбираться и налаживать эту систему. Потому что, действительно, нотариусы у нас далеко не бедные люди, и сферу образования тарифов нужно приводить в соответствующее положение.
Анатолий Лисицын:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, первый заместитель председателя Госдумы – Прим. ред.), уважаемый Константин Анатольевич, уважаемые коллеги!
В конце прошлого месяца мы отпраздновали год воссоединения Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с Россией. Указом Президента Российской Федерации в календаре памятных дней появилась еще одна дата о памятном историческом и судьбоносном событии.
Работа по интеграции четырех новых территорий в состав России сегодня в самом разгаре. Особый переходный период обозначен до 2026 года. Но нельзя не отметить, что по большей части масса вопросов, которые были рассчитаны на годы, решаются за месяцы. И здесь роль Министерства юстиции, бесспорно, определяющая.
Несмотря на сложные условия (обстановка в присоединенных регионах остается напряженной из-за обстрелов и терактов) за минувший год новые регионы сделали много в части интеграции в общественное и политическое поле России.
В наших четырех новых регионах активно восстанавливается жилье, дороги, объекты образования, здравоохранения, запускаются предприятия, регулярно выплачиваются пенсии, реализуются многие меры поддержки, объемы гуманитарной помощи постоянно возрастают. Возрастает роль и участие всех фракций нашей Государственной Думы и подшефных регионов России в становлении новой власти. И в этих вопросах наша Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" занимает достойное место.
Все, что происходит в новой жизни этих регионов, их граждан на контроле у Президента России. Работа по всем направлениям ведется системно и последовательно. За основу взят и опыт 2014 года. Проблемы своевременно разбираются и корректируются. По распоряжению Президента Российской Федерации была создана специальная рабочая группа, ее работа позволяет быстро и эффективно реагировать на вызовы, которые встают перед регионами в процессе интеграции.
На июнь месяц 2023 года было принято множество законов для новых регионов, как сообщили на заседании Президиума Совета законодателей. Ознакомившись с решением коллег от 21 июля 2023 года можно сказать, что Совет достаточно внимательно отслеживает своевременное принятие исполнительной властью подзаконных актов, без чего законодательство не может быть полностью реализовано.
Нельзя не отметить, что интеграция новых субъектов имеет свою специфику. Как я сказал, опыт 2014 года мы используем, но настоящая, реальная интеграция сильно отличается от этих процессов в Крыму и Севастополе.
Кстати, опыт последних показывает, что переходные периоды в различных общественных сферах в ходе интеграции могут быть неодинаковые. Процессы интеграции Запорожской и Херсонской областей более трудозатратные по сравнению с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой, так как их законы уже были во многом унифицированы с законами России еще до вхождения в состав нашего государства. Основная сложность в том, что до сентября 2023 года в Херсоне и Запорожье не были созданы законодательные органы. Решения принимались, как правило, на основе нормативно-правовых актов, которые действовали еще до вхождения в состав России.
Только-только по итогам проведения выборов в единый день голосования созданы законодательные органы, областные парламенты в Херсоне и Запорожье. Это и будет способствовать более быстрой интеграции субъектов, однако, не лишенной сложностей, ведь формирование законодательной базы де-юре в новых регионах – это самое простое. Гораздо сложнее де-факто сформировать у людей привычку к новым законам, ведь нормативно-правовые традиции, действующие там в украинский период, были ориентированы в большинстве на Запад и значительно отличаются от российских. В этом и состоит идеальный интеграционный процесс – в смене образа жизни, мышления людей, способности честно жить в новых правовых нормах.
Однако вернемся к прошедшим выборам, они стали ключевым событием в политической интеграции новых регионов. Через это событие общество заключило договор, контракт с властью, высказало свое пожелание и видение будущего. Настало время более активного формирования этого самого будущего.
Важный процесс, о котором мы говорили очень мало, – формирование стабильных бюджетов этих территорий. Говорю как практик, как бывший губернатор, переживший почти такой же сложный период 90-х годов, когда законы рынка, свободной торговли были для нас также незнакомы и новы. Стабильный бюджет – это авторитет губернатора и его команды, и это способность быстро реагировать на проблемы людей и общества. Нет денег – держитесь. Нас к этому уже в России здесь приучили, но это не для новых регионов. Политика в новых регионах реализуется по-другому, она носит очень прикладной характер, общие слова, лозунги здесь работают очень слабо, люди ждут конкретных результатов и конкретной помощи: 51 действующий кинотеатр вместо двух, 140 выступлений актеров в Мариуполе и Луганске – это пример делового эффективного подхода (из доклада Министра культуры Ольги Любимовой Президенту Российской Федерации).
Вообще запрос на культуру и образование должен быть на тех территориях максимальным. На тех территориях вообще должен действовать девиз Демидовых: не словами, а делами. И этими делами и возможностью, прежде всего, должен обладать губернатор и его бюджет без отсылки “скоро поможет Москва”, ибо он и его команда – это центральные фигуры интеграционного процесса, доверия к нам и нашей мирной идеологии.
38 тысяч детей из четырех регионов отдохнули в наших здравницах, и это всего лишь 10% всех детей. Вообще дети, отношение к ним – это мощный морально-нравственный фактор веры в ценности, которые мы несем туда. Но на наших телеканалах должны быть постоянные передачи о том, как и где отдыхают, учатся, живут дети, вывезенные от ужасов войны, а видим мы это очень редко.
И как предложение. Считал бы полезным в экспертные советы, которые есть или будут создаваться, включать руководителей, известных экономистов, финансистов первой волны тех наших 90-х. И в этом была бы польза для более успешного становления новой власти.
Спасибо.