О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о государственной национальной политике

24 мая 2023

 см. также ↓

24 мая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках правительственного часа "О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" с докладом выступил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов. От Комитета ГД по делам национальностей выступил его председатель Геннадий Семигин. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова, Федот Тумусов, Дмитрий Гусев, выступил Геннадий Семигин.

Геннадий Семигин:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. Ред.), Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги и депутаты!

Мы сегодня рассматриваем этот вопрос в особых условиях. Да, действительно, на прошлой неделе прошел Совет по межнациональным отношениям при Президенте, и позиция Президента и Совета ясна. Мы еще раз убедились в том, что национальной политике в современных условиях уделяется и будет уделяться самое серьезное внимание. Президент и Совет поддержали нашу инициативу об обновлении национальной политики в Российской Федерации.

Владимир Владимирович предложил готовить ежегодный государственный доклад о ходе реализации стратегии государственной национальной политики. Мы поддерживаем это, но считаем уместным, чтобы результаты этого доклада ежегодно представлялись и в Государственной Думе.

Наверное, многим людям теперь стало понятно, почему руководство Администрации Президента ставит вопросы межнациональных отношений на третье место в повестке дня после специальной военной операции и социально-экономического развития в нашей стране.

Наш комитет выстроил тесные и продуктивные рабочие отношения с Федеральным агентством. Данная государственная программа не раз рассматривалась на комитете. Мы давали рекомендации по ее корректировке.

Часть рекомендаций была учтена, часть находится в работе. И в целом я бы дал оценку реализации данной программе, как удовлетворительную.

Стратегия государственной национальной политики реализуется уже в течение 10 лет. Есть очень много хорошего, что было сделано за эти 10 лет. Есть, конечно, проблемные вопросы, недостатки, которые говорят нам о том, что у нас есть резервный потенциал обновления национальной политики.

Одним из важнейших моментов, конечно, была государственная программа, это шаг вперёд. Много положительного сегодня уже было сказано, я отмечу некоторые сложные моменты, на которые мы обращаем своё внимание. Но, прежде всего, если вы внимательно посмотрите, каковы субсидии в регионы из этой государственной программы, то вы увидите, например, на Вологодскую область в течение года – 314 тысяч, на Тюменскую – 613 тысяч. Что можно сделать за эти деньги, я с трудом себе представляю. Понятно, что вопрос наращивания финансирования сегодня является острым и актуальным.

По системе мониторинга в сфере межнациональных отношений. Система создана, ситуационный центр работает. Однако, дорогие друзья, нас сегодня интересует несколько моментов. Прежде всего, целый ряд сфер, которые сегодня надо было мониторить, они не мониторятся, но они влияют на национальную политику.

Второй очень важный момент. Мониторинг, он фиксирует процессы, события, проблемы, конфликты. Нам нужно больше работать над тем, чтобы после этого мониторинга были рекомендации, что нужно сделать, а в идеале, конечно, нужно формировать новую систему упреждения этих процессов. Данной системы, к сожалению, пока у нас нет.

Ну, если говорить о направлениях, которые финансируются данной программой, приведу один пример. На социально-культурную адаптацию по миграционной политике в 2023 году было выделено 16 млн, а в 2024, 2025 гг. всего по три млн в год на решение вот этих всех сложных вопросов.

Более того, я бы хотел обратить внимание на то, что у нас всё-таки есть достаточно серьёзные вопросы и к структуре программы и к цели, которые должны быть направлены на реальный результат. К индикаторам много вопросов, вопросов финансирования и так далее.

Мы у себя в комитете, работая в этих направлениях, немало сделали. По миграционной политике, с точки зрения социально-культурной адаптации, провели круглый стол. Было 18 представителей министерств и ведомств, было реализовано и предложено около 20 серьёзных практических рекомендаций. Встал вопрос, который будет сейчас, наверное, дискуссией в ближайшее время в стране – это создание или, скажем, вновь создание федеральной миграционной службы.

По целому ряду вопросов коренных малочисленных народов у нас идёт серьёзная работа, два непростых закона. И в данном случае наряду с традиционными вопросами доступа к образованию, медицине, хозяйственной деятельности мы на первый план сейчас выдвигаем вопросы рождаемости коренных малочисленных народов.

Важный момент – это развитие языкового и этнокультурного многообразия. И должен сказать, что ту конференцию, ту секцию, которую мы провели в составе 150 ведущих специалистов в этом направлении и выработали 40 крупных, серьёзных, конкретных предложений, определив целый ряд болевых точек: и доступности языка, и учебников, и так далее.

Понимая, что времени, к сожалению, у меня мало, я бы дал несколько рекомендаций.

Федеральному агентству, конечно, совершенствовать государственную программу.

Второй момент. Ускорить работу по Основам государственной национальной политики, по закону о национальных культурных автономиях.

Правительству Российской Федерации – увеличить финансирование не только этой программы, но ещё и двух остальных, которыми мы занимаемся.

И Государственной Думе я хотел бы предложить всё-таки провести парламентские слушания, которых не было много-много лет, "О законодательном обеспечении стратегии государственной национальной политики" с тем, чтобы пригласили и регионы, и комитеты из Законодательных Собраний, и исполнительную власть, и серьёзно проговорили по целому ряду вопросов реализации стратегии.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Игорь Вячеславович!

В СМИ часто мы видим заголовки про межнациональные конфликты, в том числе с участием детей. Проблема острая. Перед нашим правчасом я внимательно изучила программы, которые по этой теме запущены в субъектах. Во многих субъектах мероприятия, которые должны быть направлены на адаптацию иностранных граждан, в действительности носят этнокультурный характер: разные гастрономические фестивали, либо их аудиторией являются российские граждане, которые в адаптации не нуждаются. Это всё замечательно. Но вот программы профилактики экстремизма, других важных вопросов практически нет. Важнее рассказывать про то, как взаимодействовать с органами госвласти, как сохранить легальный статус, как проводить религиозные обряды, не нарушая законодательства Российской Федерации. Вот на это нужно делать упор.

Видит ли ФАДН в этом проблему? Какие меры предпринимаются? Что с этим можно сделать? Может, нам межведомственную группу создать с депутатским корпусом, с МВД?

Игорь Баринов:

- Вы абсолютно правильно заметили, что, к сожалению, уровень региональных программ не соответствует тем вызовам и угрозам, которые существуют в межнациональной, в межрелигиозной сфере. В частности, вот направление по социокультурной адаптации иностранных граждан. Одними и теми же мероприятиями регионы могут отчитываться и за одно, и за второе, и за третье, и за адаптацию мигрантов, и за сохранение этнокультурного многообразия, и за профилактику экстремизма. Но когда смотрим на самом деле сутевую составляющую этих мероприятий, то ни одному, ни первому, ни третьему они не соответствуют.

И сейчас как раз именно этому направлению мы уделяем особое внимание. Мы совместно с Администрацией Президента проводим семинары-совещания по федеральным округам. Кстати, завтра утром я улетаю в Архангельскую область, где мы будем проводить для Северо-Западного федерального округа подобный семинар-совещание, где именно качеству региональных программ и будем уделять особое внимание для того, чтобы они были сбалансированы, имели комплексный подход, и их мероприятия на самом деле имели практический эффект.

Да, но еще добавлю, что мы свои предложения, об этом я говорил в выступлении, внесли в законопроект, который готовят наши коллеги – Министерство внутренних дел, где как раз разработали и понятийный аппарат, и определение, что понимать под адаптацией иностранных граждан, и кто должен в ней участвовать и какие мероприятия. И тогда уже после вступления в силу этого закона появляется механизм более жёсткого контроля регионов за этой сферой, потому что, соответственно, если эти мероприятия не будут соответствовать заявленным целям, то они фактически будут нарушать федеральное законодательство.

Федот Тумусов:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, вчера, когда мы с вами встречались во фракции, все острые, актуальные вопросы, которые волнуют наших избирателей, оказывались удивительным образом не вашими вопросами, не полномочиями вашего агентства. Хотелось бы, чтобы ваше агентство выросло в солидный орган исполнительной власти, мимо которого не сможет пройти ни одно министерство и ведомство, потому что вопросы межнациональных отношений объективно будут нарастать, как снежный ком.

Сейчас и в будущем линия размежевания проходит и будет проходить между понятиями "мигранты" и "люди, давно и постоянно проживающие на той или иной территории". Вопрос: как вы смотрите на то, чтобы юридически установить понятие "коренные народы Российской Федерации", при этом, конечно, сохранить понятие "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока"?

Спасибо.

Игорь Баринов:

- Спасибо за пожелание. На самом деле, конечно, наша деятельность, наша сфера носит абсолютно межведомственный характер, а межведомственное взаимодействие не только у нас, вообще во всём мире в принципе всегда достаточно сложно осуществляется.

Что касается коренных народов, то я вам скажу, что первые наблюдения и этническая принадлежность в нашей стране стали доступны только в 1926 году, до этого года таких исследований не проводилось. И мы считаем, что на сегодняшний момент определение коренных и малочисленных народов исчерпывающее и в корректировке не нуждается. Мы помогаем именно тем народам, которые имеют критически малую численность, менее 50 тыс. человек, ведут традиционный образ жизни, как правило, в очень суровых и труднодоступных условиях.

Дмитрий Гусев:

- Уважаемый Игорь Вячеславович, уважаемые коллеги, вопрос будет про национальную политику на новых территориях. Казалось бы, на новых территориях живут такие же русские люди, как и мы: с общими корнями, с общей историей, с одним языком, с одной культурой. Однако русофобская политика на Украине в последние десятилетия привела к тому, что наши новые граждане негативно относятся ко всему русскому.

В связи с этим вопрос: что делает и что планирует делать ваше ведомство на новых территориях по национальному вопросу? Какая нужна помощь, какая нужна поддержка? Потому что там, как ни странно, это один из самых серьезных и важных вопросов. Спасибо большое.

Игорь Баринов:

- Да, правда, это один из важных и серьезных вопросов, и мы фактически с марта прошлого года уже начали организовывать эту работу. Привлекли к ней наши крупнейшие общественные организации, которые занимаются национальной политикой. И, кстати, депутатский корпус тоже к ней подключился и члены Совета Федерации, которые стали участниками нашего просветительско-гуманитарного проекта, когда мы от лица народов, проживающих в нашей стране, стали собирать гуманитарную помощь, выезжать на территорию новых регионов. Первая поездка была, повторюсь, в феврале-марте прошлого года в город Мариуполь, где шли ещё вовсю бои.

И мы увидели, что эта работа очень востребована и очень важна, потому что, я говорил об этом, люди более 30 лет жили вообще в другом пространстве, и, например, они не знают, что такое праздник 12 июня, 4 ноября. У них нет опыта празднования 23 февраля. И вот когда мы выезжали в этом году на 23 февраля на новые территории, мы просто рассказывали алгоритм, что в этот день праздник у мальчиков, у защитников, девочки их должны поздравлять.

То есть вот такой разрыв за эти 30 лет на самом деле произошел, потому что наши оппоненты очень системно, очень настойчиво фактически сразу же после распада Советского Союза начали работать с детских садиков, со школьных учебников, школьных программ, поддерживая эти организации националистические. И всё это привело как раз к тому, что даже те люди в восточных регионах, которые симпатизируют, которые считают себя русскими, до конца всё-таки еще не интегрировались. И когда мы провели этот оперативный социологический опрос, буквально полтора-два месяца назад мы его сделали в новых территориях, и результаты оказались неутешительными, особенно, повторюсь, по показателю общероссийской гражданской идентичности.

Сейчас разработали отдельную программу по новым территориям, создаем территориальные органы власти, чтобы помочь нашим коллегам по работе там. И хотелось бы, чтобы вы также активно участвовали в наших мероприятиях, во встречах с молодежью, в просветительских мероприятиях для того, чтобы вернуть их в наше общероссийское пространство.

Геннадий Семигин:

- Уважаемые коллеги, Россия действительно лидер по уровню развития и стабильности межнациональных отношений в мире. Мы действительно выдержали удар этих санкций, которые, кстати, наносились Западом, в том числе по межнациональным отношениям, и должен сказать, что это одна из немногих сфер, которая выдержала этот удар и выдержала с честью.

Давайте постараемся поговорить по делу теперь. Я хотел бы напомнить некоторым должностным лицам, с чего начинается Конституция, с какой фразы: "Мы – многонациональный народ Российской Федерации". Что есть выше этой фразы? Что есть выше межнациональных отношений внутри этого многонационального народа? Что есть выше власти, которая должна принадлежать многонациональному народу?

И говорю это не для красного словца, а для тех должностных лиц, которые сегодня сверху вниз снисходительно смотрят на национальную политику и сдвигают её, так сказать, на уровень культуры и физкультуры, на задние скамейки. Они же так же плохо и к культуре относятся, и к физкультуре относятся приблизительно в этом же ключе. Они говорят: у нас всё хорошо, у нас всё развивается хорошо, поэтому делать ничего не нужно.

Мы, когда вышли с инициативой обновления национальной политики, тоже встретили, мягко говоря, сдержанную реакцию. И должен сказать, что многие мои коллеги поддержали этот принцип обновления национальной политики и эту необходимость, и Президент подтвердил на Совете приверженность этому.

Анализируя на сегодняшний день национальную политику в Российской Федерации, конечно, можно сказать, что очень много успехов, это правда. Но есть проблемные вопросы, недостатки, резервы и потенциал для обновления.

Поэтому с рядом своих соратников и товарищей мы сформулировали и создали документ "О национальной политике в Российской Федерации", где на основе восьми базовых разделов мы предлагаем конкретные вопросы. Каждый раздел заканчивается предложением от пяти до 25 конкретных предложений, которые дают возможность нам чётко посмотреть, что и как мы обновляем в ближайшие годы в национальной политике.

Несколько моментов.

Первое. Нам нужно обновить нормативно-правовую базу и, прежде всего, тот закон, тот законопроект, который мы делаем вместе с федеральным агентством, два законопроекта мы сводим в один, это "Основы государственной национальной политики" – тот документ, тот закон, который должен был быть принят ещё 30 лет назад.

Второй момент. Конечно, у нас есть целая группа законов, которые мы рассматриваем. Это и по национально-культурным автономиям, и по коренным малочисленным народам, и так далее, и так далее, и так далее, и эта работа ведется.

Следующий момент. Сам документ, указ Президента "О Стратегии государственной национальной политики" должен обновиться, должен обновиться очень серьезно.

Следующий документ. Посмотрите внимательно на Концепцию миграционной политики. Ну, без слёз уже смотреть нельзя. Это документ, который во многом устарел, который не отвечает современным требованиям, а он является одним из главных указов по миграционной политике, которую мы должны реализовывать.

Ещё важный момент, тут много раз говорили сегодня про Концепцию государственной языковой политики. Этот проект где-то затерялся, где-то в кулуарах Правительства, и до сих пор не принят. Мы считаем, что он должен обсуждаться ещё раз и быть принят, и не постановлением Правительства, а указом Президента с учетом важности развития государственной языковой политики.

Второй очень крупный момент. Дорогие друзья, мы должны по-другому посмотреть на процесс координации, планирования, контроля и мониторинга. Посмотреть на это как на единую систему. Например, если мониторинг мы считаем, так сказать, глубинной разведкой, то тогда после глубинной разведки нам нужны рекомендации, как создать у нас новую систему упреждения тех проблемных вопросов, которые в стране, к сожалению, развиваются.

Третий момент. Нуждается в совершенствовании вся федеральная и региональная вертикаль. По федеральной вертикали и по федеральному уровню мы ещё год назад предложили создать координационный совет, куда войдут все, кто может оперативно влиять на ситуацию. Это не подмена Совета при Президенте, это не подмена межведомственной группы, но в целом там есть возможности по-другому совершенно организовывать, координировать работу на федеральном уровне.

Мы предлагаем, конечно, нарастить полномочия федерального агентства. И если мы, наращивая эти полномочия, можем выйти на создание министерства, это было бы здорово.

Посмотрите, что творится на региональном уровне. Когда я вначале говорил, что многонациональный народ и межнациональные отношения впереди планеты всей у нас должны быть, посмотрите, кто отвечает за национальную политику в регионах – в министерствах культуры, в организациях информационной политики и так далее. То есть национальная политика стала какой-то частью сферы культуры, сферы информационной политики и так далее, и так далее, что абсолютно недопустимо. Это абсолютный нонсенс и абсурд. Поэтому национальная политика в регионах стала сводиться к концертам, к фестивалям и так далее, что важно, но как вы сами понимаете, это не вся национальная политика, мягко говоря.

На государственные программы федерального и регионального уровня мы должны посмотреть в комплексе и в основе на межотраслевом уровне, мы должны понимать, что это главный инструмент, который на сегодняшний день дает возможность реализоваться.

Несколько моментов. Мы, я считаю, должны совсем по-другому смотреть на создание и развитие единой системы. Да, мы работаем по воспитанию, по образованию, по культуре. Мы считаем, что единая система должна теперь оцениваться нами и развиваться. Что это значит? Воспитание – язык – вера – образование и культура, вот эта единая система, которая дает нам возможность улучшить, усилить работу по национальной политике в целом.

Если касаться миграционной политики коротко. Не ответив на следующие вопросы, говорить о ее развитии вообще очень странно. Кто приглашает мигрантов? Кто их принимает? Кто за них отвечает? Кого мы приглашаем? Каких специалистов? И как строиться работа с ними? Без ответов на эти вопросы и в отсутствие единой системы управления миграционной политикой каких-то результатов перспективных мы вряд ли увидим.

Очень важный момент в национальной политике – это учет тех факторов, которые определяют национальную политику и влияют на нее. Посмотрите, как резко выросло влияние социально-экономических процессов на национальную политику, как влияют политические процессы и развитие политической системы на национальную политику. И кто бы как ни говорил, и кто бы как это ни отрицал, нужна идеологическая база, которая базируется на наших традиционных национальных духовно-нравственных ценностях, которые во многом влияют и определяют, что будет дальше, я уже не говорю о генеральной цели развития страны, о стратегии и так далее.

Дорогие друзья, я хотел бы в завершение, так как у меня было мало времени по выступлению от комитета, поблагодарить своих коллег – членов комитета, которые в четырёх группах по основным направлениям в рамках наших полномочий реализовывают эту очень непростую работу, и я им очень благодарен за это.

В целом фракция наша поддерживает обновление национальной политики и тот документ, о котором я вам сказал.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024