Депутаты "СРЗП" о правовом регулировании в сферах образования и науки на новых территориях РФ
см. также ↓24 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 271063-8 "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь – заместитель Министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев. Содоклад Сергея Кабышева. Вопросы задали Андрей Кузнецов и Яна Лантратова. От фракции "СРЗП" выступила Яна Лантратова.
Сергей Кабышев:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Рассмотрению сегодня законопроекта по интеграции новых территорий в образовательное и научное пространство Российской Федерации предшествовала большая работа, которая была начата еще в марте прошлого года. Здесь, в Государственной Думе состоялась встреча уполномоченных представителей Донецкой и Луганской народных республик с председателями профильных комитетов, министрами профильными Российской Федерации, на которой был подготовлен план первоочередных мероприятий фактически по восстановлению системы образования и научной деятельности в Донецкой и Луганской народных республиках. Проведена работа, связанная с повышением квалификации управленческих, педагогических кадров, обеспечением учебниками, методическими пособиями, школьными автобусами, организацией детского отдыха, горячего питания в школах и многое другое. Теперь, когда территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонских областей стали территорией Российской Федерации, а их жители – гражданами Российской Федерации, необходимо в полном объёме обеспечить реализацию нашими гражданами, проживающими на новых территориях, конституционного права на образование, для чего и подготовлен соответствующий законопроект.
Обращаю внимание на то, что законопроект предлагает изменения, которые направлены на обеспечение максимально комфортных условий для адаптации учебных и научных организаций новых территорий к российским стандартам осуществления образовательной и научной деятельности.
Важно отметить, что принятие законопроекта потребует подготовку издания более 30 новых подзаконных актов. Официальные представители Правительства подготовили соответствующую информацию в комитет о сроках и содержании этих актов. Мы будем осуществлять парламентский контроль за подготовкой и реализацией этих актов. Законопроект рассматривался на заседании комитета с участием профильных министров новых территорий, которые единогласно поддержали его принятие в кратчайшие сроки. Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по просвещению, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счётной палатой.
Принятие данного законопроекта позволит ребятам из новых территорий ощутить себя полноценными гражданами нашей большой страны и найти своё призвание. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и просит Государственную Думу принять его в первом чтении.
Андрей Кузнецов:
- Андрей Алексеевич, наверное, самый главный вопрос касается того, что включение, так скажем, в образовательную среду потребует какого-то количества специалистов, так скажем, из большой России, которые могли бы поучаствовать в образовательной системе в этих четырех регионах. Какая концепция и подход заложен в законопроекте по финансированию вот такого вливания, да?
И второй вопрос. На этих территориях студенты будут какую-то другую стипендию получать или они вот все-таки будут в тех же условиях, прямо скажем, неприглядных, в которых у нас наши российские студенты? Ну все российские сейчас, я имею в виду старые, так скажем, студенты.
Спасибо.
Андрей Корнеев:
- Спасибо. Андрей Анатольевич, я на первый вопрос отвечу. Действительно, Министерство просвещения постоянно мониторит потребность в педагогических кадрах общеобразовательных организаций.
В целом можно констатировать, что в школе пока критической ситуации нет, но все равно уже налажен механизм, когда учителя из, как вы правильно сказали, большой России, готовы выехать в эти новые субъекты Российской Федерации для помощи, для преподавания.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Андрей Алексеевич, безусловно, важнейший законопроект, который мы, конечно, поддержим и особенно с учётом предоставления учащимся права выбора, какой экзамен сдавать – традиционный или ЕГЭ, что, кстати, необходимо чётко прописать в проекте закона.
Законопроектом мы признаём образование, учёные степени и звания, которые получены на новых территориях, а также на территориях Украины. Не секрет, что в российские вузы зачастую стремятся трудоустроиться преподаватели, которые покинули Украину, но тут проблем больше на порядок, чем даже с абитуриентами.
Есть вопросы с миграционной службой и с наличием утерянных документов, люди собирались в спешке, уезжали или потеряли жильё, где были документы, таких обращений много. Есть ли понимание у министерства, как будет решаться вопрос с утраченными документами, и как гражданам доказать их существование в случае полной утраты? Спасибо.
Андрей Корнеев:
- Спасибо, Яна Валерьевна. По поводу утраченных документов – этот уже вопрос отчасти решён федеральными конституционными законами, есть отдельная статья. Понятно, все образовательные организации, которые будут принимать и студентов, и обучающихся, и педагогических работников, ориентированы на то, чтобы учитывать эту ситуацию, здесь достаточно, как мы это и сейчас делаем, достаточно каких-то ксерокопий или же фото, то есть не оригинальных документов. Поэтому, Яна Валерьевна, здесь всё у нас продумано.
Выступление от фракции Яны Лантратовой:
- Спасибо большое. Уважаемые коллеги! Школьники Донбасса, Запорожской и Херсонской областей ещё до присоединения территорий к Российской Федерации проявляли интерес к российскому образованию. Они приезжали поступать в наши вузы, они готовились к сдаче ЕГЭ, в ЛНР и ДНР даже были организованы специальные центры для сдачи Единого государственного экзамена, учителя Донбасса также интересовались нашей системой образования.
Я была на семинаре, который был организован Министерством просвещения, по повышению квалификации педагогов из новых территорий. И учителя говорили о том, что они очень удивлены, когда узнали, насколько у нас прогрессивные подходы используют учителя, насколько у нас в школах хорошее оборудование, какие у нас есть кванториумы для детей. Им ведь рассказывали другое о нашей стране. Им вообще говорили, что Российская Федерация заключает с учителями из новых территорий контракт только на один год, что в России вообще запрещено преподавание и изучение английского языка. Им навязывали учебники, основанные на методичках НАТО, где Россия – главный враг. Всем, кто отказывался заниматься на уроках пропагандой, приходилось нелегко, на них оказывалось давление. Блокировались их счета и даже пенсионные накопления родителей. Им угрожали, угрожали их детям. Ставили растяжки во дворах школ, сжигали квартиры, организовывали покушения. Делали всё, чтобы вовлечь педагогов в политическую игру. И многие из них сопротивлялись. Эти учителя – наши герои. И благодаря им началась интеграция системы образования, эта битва за умы наших детей. И этим законопроектом мы подводим итог той большой работы, которая была проделана, и Министерством просвещения, и Россотрудничеством, и профильными структурами на местах. Сейчас многие школы в регионах заключают соглашения со школами на территориях. Они обмениваются методическим материалом, приезжают друг к другу, несмотря на обстрелы. Аналогичная ситуация складывается и в высшем образовании. Более 400 российских вузов вовлечены в процесс интеграции.
Но, несмотря на вот эту большую совместную работу, которая была проделана, есть еще ряд тем, требующих обсуждения. Например, вопрос вступительных и выпускных экзаменов. Очень важно, что дается ребятам право выбора – сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен, есть процесс перехода. Обязать их – резко перейти на новую систему образования, было бы неправильно с нашей стороны. Ну, ко второму чтению мы внесем поправки, которые будут это тоже регулировать, но лично я и мои коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" свою позицию в отношении ЕГЭ уже высказали. Мы считаем, что нет ничего хорошего в этом экзамене. И к нам приходит много обращений от родителей и от детей, которые боятся сдавать ЕГЭ. Поэтому плавный переход мы однозначно поддерживаем. Ну, очень надеемся на изменения в этой сфере (части) до 2026 года.
Поэтому, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" законопроект поддерживает. У людей действительно есть желание дальше вот так развиваться вместе с нами, и мы должны их поддержать. Спасибо.