О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о наделении Российского научного фонда дополнительным полномочием

08 ноября 2022

 см. также ↓

8 ноября Государственная Дума приняла единогласно в первом чтении проект федерального закона № 220134-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части наделения Российского научного фонда дополнительным полномочием и создания научно-технологического совета фонда). С докладом выступил Сергей Кабышев. Вопросы докладчику, а также официальному представителю Президента Российской Федерации – начальнику Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Александру Хлунову задали Андрей Кузнецов, Яна Лантратова, Александр Аксененко.

Сергей Кабышев:

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Президентом Российской Федерации внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект направлен на решение нескольких задач, о которых я вам доложу.

Президент Российской Федерации поставил задачу – достижение технологического суверенитета. Для ее реализации уже принимаются меры: определены приоритеты научно-технологического развития, осуществляется подготовка кадров по стратегически важным направлениям развития экономики, государством финансируются фундаментальные поисковые исследования, в том числе через Российский научный фонд. При этом Президент ставит задачу получить не только новые знания, осуществить прорывные открытия, что очень важно, но и чтобы плоды технологического прогресса служили развитию экономики, повышению качества жизни людей.

За прошедшие семь лет фонд доказал свою эффективность в поддержке сферы фундаментальных исследований, которые помогают решать и прикладные исследования. Приведу один пример. Так, ученые Института нефтехимического синтеза имени Топчиева с финансовой помощью Российского научного фонда создали катализаторы, ускоряющие реакции вещества, которые уже сейчас на опытном заводе "Татнефти" мощностью 50 тысяч тонн в год стоимостью 10 млрд рублей перерабатывают почти 100% тяжелой нефти, что уникально для данной отрасли. В дальнейшем данная технология может быть тиражирована на территории России, Индии, Китая, Ближнего Востока и других нефтеперерабатывающих стран.

Вместе с компанией СИБУР в процессе переработки вовлекаются полимерные отходы, позволяя тем самым получать больше продуктов для нефтехимии, полимеры, пластик, каучук, а также снижать уровень загрязнения окружающей среды. Такие результаты приведут к максимально эффективному использованию природных углеводородных ресурсов, переработке большего количества отходов и низкому углеродному следу.

В данном случае бизнес поверил ученым, пошел на риск. Но так бывает не всегда. Рассматриваемый законопроект имеет целью создание еще одного инструмента поддержки прикладных исследований, способствующих достижению технологического суверенитета нашей страны. Для этого предлагается предоставить Российскому научному фонду дополнительное полномочие осуществлять финансовую и организационную поддержку опытно-конструкторских и технологических работ, имеющих ключевое значение для безопасности нашей страны, ее социально-экономического развития. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере микроэлектроники, медицины, сельского хозяйства и низкоуглеродной энергетики. В целях эффективности поддержки прикладных разработок законопроектом предлагается расширить количественный состав попечительского совета фонда с 15 до 21 члена, включив в него специалистов, уже достигших определённых результатов в прикладных исследованиях и компетентных в технологических процессах в рассматриваемых областях знаний.

Второе. Сформировать научно-технологический совет фонда для проведения экспертиз как самих проектов прикладных разработок, отбираемых по конкурсу, так и проектов на всех стадиях их реализации, участия в контроле за реализацией этих проектов.

В случае принятия данного законопроекта его реализация будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, уже предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", соответственно, 959,2 млн рублей в 2022 году и по 1 млрд 915,4 млн рублей в 2023-м и 2024 годах, а также за счёт средств, высвобождаемых при реализации других государственных программ Российской Федерации.

Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитетом Совета Федерации по экономической политике. Счётная палата Российской Федерации не высказала замечаний и предложений по проекту.

Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать инициативу главы государства и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении.

Спасибо за внимание.

Александр Аксёненко (вопрос Александру Хлунову):

- Александр Витальевич, совсем недавно на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проходило общественное обсуждение законопроекта, расширяющее полномочия РАН в сфере научно-технической экспертизы. Рассматриваемый законопроект дополняет функции фонда выполнением экспертно-аналитических работ и предоставлением научно-консультативных услуг государственным органам и организациям. В связи с этим возникает вопрос: какие услуги будут оказываться фондом государственным организациям? И как они будут разграничены с соответствующими услугами РАН? Спасибо.

Александр Хлунов:

- Спасибо за вопрос, Александр Сергеевич. Я уже немножко упомянул, что мы работаем достаточно жёстко в рамках решений попечительского совета и поручений Президента. И вот эта экспертная функция, которая появляется, она исключительно связана с теми полномочиями по тем научным проектам, которые реализуются фондом. Мы не претендуем на широкоформатную экспертизу всей науки – фундаментальной или прикладной науки, которая имеет место в Российской Федерации, а концентрируемся исключительно на наших проектах.

Андрей Кузнецов:

- Спасибо. Уважаемые коллеги, ну, действительно, попытка усилить фонд и сделать его более эффективным всячески должна быть поддержана. Но вот с точки зрения экспертной поддержки, вы знаете, есть разные подходы. Вот есть подход, который гласит о том, что независимая экспертная поддержка с точки зрения эффективности деятельности, так скажем, более высокие результаты обеспечивает. В данном случае мы видим попытку монополизации в одной структуре. Тут уже был вопрос по Российской академии наук, вот переплетение всех этих вещей. Все-таки насколько обоснован вот этот подход? Можете обосновать его более подробно?

Александр Хлунов:

- В настоящее время вот тот федеральный бюджет, который вы рассматриваете в рамках второго чтения в ближайшее время, предусматривает только по государственной программе научно- технологического развития порядка 400 млрд рублей на прикладные исследования. То, что сейчас озвучено в рамках предполагаемого имущественного взноса в адрес Российского научного фонда, это менее 1%. Говорить о монополизме, ну, наверное, здесь будет преувеличение. Все-таки сейчас огромные суммы денег идут на прикладные исследования по различным инструментам и ни о каком монополизме речи не идет. О финансировании по фундаментальным исследованиям я тоже подтвердил, что это менее 10%. Никакого монополизма тоже нет.

Яна Лантратова:

- Сергей Владимирович, важный законопроект. Поправки дают фонду дополнительные инструменты для поддержки НИОКР. Я неоднократно направляла письма в министерство о необходимости повышения эффективности НИОКР, внедрения результатов в промышленном секторе для реализации программ импортозамещения и развития рынка экспорта продукции и технологий. Сегодня с этим есть проблема. Надо понимать, что непосредственный выход товара и технологий на рынок обеспечивают запуск серийного производства.

Как вы относитесь к предложению, чтобы вся сертификация для новых решений и продуктов, разработанных у нас в стране, была бесплатной? И также есть предложение по сокращению сроков процедур сертификации в два раза. Это позволит продукту быстрее попасть на рынок, а подчас период сертификации связан не с опытными испытаниями той или иной модели, а с длительным бюрократическим процессом. Спасибо.

Сергей Кабышев:

- Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. К сожалению, он не относится к предмету данного законопроекта, но я думаю, над этим надо подумать и ждём вас в комитете, будем разрабатывать эту тему. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International