Олег Нилов и Николай Рыжак об ограничении права военнослужащих органов безопасности на выезд из РФ
см. также ↓17 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 757089-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (об установлении возможности временного ограничения права военнослужащих органов безопасности на выезд из Российской Федерации до пяти лет со дня их увольнения с военной службы). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Олег Нилов и Николай Рыжак.
Олег Нилов:
Уважаемые коллеги! Уважаемые Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), Василий Иванович (Пискарев, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.)!
Фракция поддержит представленный законопроект, но мы больше поддержим часть выступающих коллег во время обсуждения и задавания вопросов в той части, что серьёзнейший вопрос ограничение прав граждан одного ведомства очень важного ФСБ, в вопросах выезда за рубеж после окончания службы в ФСБ. Вопрос важнейший.
Действительно, по разным государственным соображениям такое ограничение может быть наложено, я уверен, даже накладывается на многих других граждан Российской Федерации, прежде всего, научно-исследовательские, секретные, суперсекретные ящики, производство современного оружия, армия, флот, многие другие силовые ведомства, где действительно важнейшие секреты страны находятся. Почему там нет закона?
Но всё работает и соответствующие ограничения выполняются. Я вас уверяю, всё, что касается членов Правительства и их семей, депутатов Государственной Думы, которые также иногда, не каждый день, но соприкасаются с секретами государственной важности, поэтому решать этот вопрос отдельно по отдельной категории мы можем раз 20 по инициативе тем более других депутатов, которые также откликнутся. Я не сомневаюсь в том, что депутаты не сами придумали эту тему, они откликнулись на соответствующую просьбу конкретного ведомства. Но, уважаемые коллеги, системностью в работе здесь и не пахло. Поэтому моё предложение: на Совете Думы, Иван Иванович, вместе с Правительством, давайте Правительство послушаем, что же оно по этому поводу думает? Давайте подходить системно к этой работе, давайте решим одним законом очень коротким, простым, рамочным, где предоставим право принятия этих вопросов либо ФСБ, либо Министерству обороны, либо Правительству. Таким образом, этот закон будет достаточно серьезный, весомый, а не в таком варианте, знаете, пожарной команды. Поступил сигнал, Дума быстренько принимает нужный закон для одного ведомства. Спасибо.
Николай Рыжак:
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Совершенно очевидно, что возможности подрывных центров значительно расширены. Нельзя исключать и того, что стратегии национальной безопасности государств, порой недружески к нам расположенных, сейчас ужесточаются. И надо сказать, что расширились возможности для проведения подрывных провокационных враждебных акций. Распался СССР, родственные связи появились (они и были раньше), и сейчас возможности наших оппонентов значительно расширены. Этим законопроектом решается двуединая задача. Есть такое понятие, "фактическая осведомлённость". Когда решается вопрос о выезде того или иного гражданина, особенно сотрудника спецслужб, формируется определённое заключение, где вопрос фактической осведомлённости скрупулёзно изучается, является тот или иной сотрудник носителем информации особой важности.
Некоторые говорят, что здесь ущемление прав гражданина. Ничего подобного. На этот счёт есть соответствующее разъяснение Конституционного Суда. Сотрудник заранее в своём заявлении при выборе своей профессии сознательно декларирует то, что он согласен с тем, что в отношении этого сотрудника будут в случае необходимости применяться и реализовываться соответствующие ограничительные меры. То есть, решается вопрос не только сохранности секретов особой важности, но и исключаются вопросы осуществления акций подрывного характера, о чём я говорил, что возможности эти расширены.
Я думаю, что были проведены соответствующие консультации заинтересованными ведомствами. Почему именно ФСБ выступает в качестве авангарда? Потому что именно ФСБ является основным контрразведывательным органом государства и несёт основную нагрузку в борьбе с агентурными происками, проведением агентурных операций враждебных государств.
Я думаю, что это только начальная стадия, и здесь Олег Анатольевич совершенно прав, последуют, видимо, и другие законодательные инициативы, где мы действительно, он употребил такое выражение, системно подойдем к решению этой проблемы. Вопрос назрел. Но сейчас мы берем как раз тот орган, который несет на себе основную нагрузку.
То есть это не противоречит ни ограничению конституционных прав наших граждан. Это вполне вписывается в стратегию сохранения государственных секретов и ограждения наших сотрудников от акций враждебного характера. Я думаю, что нам стоит обязательно сейчас серьезно отнестись к этой инициативе и поддержать данную инициативу.
Благодарю за внимание.