О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Михаил Емельянов и Валерий Гартунг об установлении нормативов по выплате дивидендов в отношении госкомпаний

22 января 2019

 см. также ↓

22 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 421075-7 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "Об акционерных обществах" в части установления норматива по выплате дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли в отношении обществ, более 50% акций в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности". С докладом по данному законопроекту выступил один из его авторов Михаил Емельянов. В поддержку законопроекта от фракции выступил Валерий Гартунг.

Доклад Михаила Емельянова:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, которым предполагается внести изменения в Закон "Об акционерных обществах".

Суть его состоит в следующем. Авторы предлагают, чтобы те организации, акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% находится, акции находятся в собственности либо государства, либо муниципальной собственности, направляли в соответствующие бюджеты более 50% чистой прибыли.

Собственно этот законопроект имеет цель как экономическую, так и бюджетную. С экономической точки зрения авторы считают, что данный законопроект позволит выровнять конкурентные условия для этих организаций и остальных, потому что в данном случае компании с государственным или муниципальным участием пользуются определенными преимуществами конкурентными, связанными с более низкой отдачей на вложенный капитал.

С точки зрения бюджетной понятно, в тех непростых условиях, в которых находится страна, дополнительные источники бюджета должны быть надежными.

Я хочу подчеркнуть, что этим законопроектом не вводится само правило пятидесятипроцентного перечисления чистой прибыли. Собственно такое правило действует, мы его закладываем регулярно, когда принимаем бюджет, его Правительство предлагает. И в бюджете на 2018 год и на 2019 год правило перечисления 50% существовало, но оно неэффективно выполняется.

В частности, если мне не изменяет память, в бюджете на 2018 год предусматривалось, что по этому источнику доходов бюджет получит 380 миллиардов рублей, а получили 250. То есть 130 миллиардов недоплатили.

Счётная палата в своем заключении также отмечала, что, по крайней мере, девять компаний с госучастием не доплатили в бюджет. Это и "Алроса", это и "Русгидро", это и Новороссийский торговый порт, это и Шереметьево, и "Аэрофлот", всего девять компаний. Есть претензии к "Газпрому", который, по некоторым данным, тоже примерно половину своей чистой прибыли, то, что он должен был перечислить в бюджет, не перечислил. Поэтому мы считаем, что закрепляя это правило законом, мы делаем эти источники более надёжными, поскольку закон надо будет исполнять более жёстко, чем те же директивы Правительства, которые оно даёт. Поэтому мы предлагаем вам поддержать этот законопроект. Спасибо.

Выступление Валерия Гартунга:

– Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Попрошу минуточку внимания, терпения! На самом деле закон достаточно важный. Почему?

Буквально несколько дней назад на этой трибуне была дискуссия о том, мы ответственные или безответственные решения принимаем, помните, да? Не буду напоминать. О чём идёт речь, что когда встаёт вопрос о выполнении социальных обязательства государства, то сразу возникает в этом зале вопрос, позиция Правительства, дескать, так у нас же на это денег нет, мы не можем себе это позволить.

То есть на индексацию пенсий военным пенсионерам, выше уровня инфляции на 2%, как в указе Президента, мы не можем найти 11 миллиардов, да?

Мы не можем принять решение и проиндексировать пенсию работающим пенсионерам, опять нет на это денег. Мы не можем вернуть пенсионерам недоплаченную им пенсию, которая была недоиндексирована за последние три года, тоже на это нет денег и так далее.

Мы не можем принять много решений, на которые требуются небольшие деньги. Спрашивается, ну почему же тогда не принять закон, который обязывает Правительство изымать половину прибыли у госкомпаний, в чём проблема?

Понимаете, сегодня идёт дискуссия и доводов против этого закона я не услышал. Доводами считать, что изъятие половины чистой прибыли носит демотивирующий характер – это в заключении комитета написано, что это носит демотивирующий характер для активного наращивания прибыли компаниями с государственным участием.

Я, честно говоря, в шоке. Если у вас наращивание прибыли компанией носит демотивирующий характер для менеджмента, так вы систему положения об оплате сформируйте для менеджмента, где напишите, что чем больше чистой прибыли вы зарабатываете, тем больше получаете бонусы. Какие проблемы? Наверное, так и написано всё.

Второе. Я прочитал здесь, что в последние годы Правительством Российской Федерации реализуются меры, направленные на увеличение выплат, дивидендов компаниями с государственным участием.

То есть получается, Правительство Российской Федерации эти меры может применять, а законом мы это установить не можем. Коллеги, о чем же идет в нашем законе речь: мы говорим о том, что давайте мы установим законом норму, по которой компании с госучастием минимум 50% будут выплачивать дивиденды, соответственно, минимум 50% будет поступать в бюджет. Если Правительство не против этого, и в заключении комитета здесь написано, что Правительство именно так и действует, то в чем проблема? Мы просто функцию, которую сегодня осуществляет или не осуществляет, не всегда осуществляет в полном объеме Правительство, передаем парламенту, это же нормально. Мы – самостоятельная ветвь власти, которая должна исполнительную власть контролировать, и мы предлагаем в законе прописать то, что должно действовать безусловно, чтобы потом у нас были основания для принятия решений по увеличению социальных гарантий государства, в которых нам сегодня отказывает Правительство Российской Федерации. Почему мы всё на откуп Правительству Российской Федерации отдаем? Почему мы сами не принимаем решения? Вот о чем идет речь.

Поэтому, коллеги, мы предлагаем принять этот закон. Мы не видим никаких оснований для его отклонения.

И самое главное. Если мы не обязываем госкомпании отчислять половину прибыли в бюджет государства, тем самым мы показываем менеджменту госкомпаний, что, дескать, государство не заинтересовано в этой прибыли, нам эти доходы не нужны. Что делает менеджмент этих компаний, а Правительство ему помогает: он их осваивает, например, через закупки отдельных юридических лиц – 223-й федеральный закон. Что сейчас происходит: эти государственные компании покупают у поставщика в уставном капитале (а у нас минимальный уставный капитал – 10 тысяч рублей) за 2,5 тысячи рублей покупают 25%, а потом закупают у него без конкурсов и аукционов на триллионы рублей. Суммарно если посчитать, я не могу сейчас сказать, сколько – 1 триллион, 10 или 15 таким образом уходит из-под госконтроля, потому что у нас до принятия этой поправки общий объем закупок, регулируемых 223-м федеральным законом, был примерно 30 триллионов рублей в год. Сколько сейчас осталось – не знаю, и Правительство не знает, потому что они своим решением, а мы его поддержали в зале, вы помните, была поправка, я о ней говорил, мы вывели из-под контроля этого закона, вообще, из-под полного контроля государства сделки на десятки триллионов рублей.

Естественно, что прибыль, которая должна была бы пойти в виде дивидендов в государственный бюджет, просто испарится в этих государственных закупках, вот что сейчас происходит.

Мало того, сейчас без того, чтобы дополнительные доходы государства направлять на социальную политику, на выполнение социальных обязательств государства, мы направляем на многотриллионные проекты, которые опять будут реализовывать госкомпании, компании с госучастием, которые точно также будут осваивать эти деньги через лазейку, которую мы с вами им дали, размещая закупки у единственного поставщика на компании, в доле которых они имеют более 25% своего участия.

Коллеги, давайте мы перекроем эти лазейки. Мы сегодня много говорим в этом зале о коррупции. Мы заставили подавать декларации (сами все подаём декларации), да, региональные парламенты, парламентарии подают декларации, сельские парламентарии подают декларации, а менеджеры госкомпаний, которые оперируют сделками на десятки триллионов рублей, подчёркиваю, государственных средств, никаких деклараций не подают, ни перед кем не отчитываются и просто издеваются над гражданами Российской Федерации.

Поэтому, коллеги, давайте, хотя бы эту норму примем. Она, конечно, всех проблем не решит, но это будет шаг в правильном направлении. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024