Александр Макаревич: повысить зарплату бюджетникам Мурманской области возможно только при поддержке из федерального центра
см. также ↓Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Мурманской областной Думе Александр Макаревич прокомментировал обращение депутатов регионального парламента к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, Председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в размере, достаточном для полной компенсации дополнительных расходов консолидированного бюджета Мурманской области.
Отметим, что необходимость в дополнительном финансировании связана с исполнением Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П по "северным надбавкам" и увеличением минимального размера оплаты труда с 1 января и 1 мая 2018 года. При этом, в материалах, представленных Министерством труда и соцзащиты РФ к рассмотрению СФ, Мурманская область не названа среди регионов, нуждающихся в дополнительных финансовых ресурсах, необходимых для повышения МРОТ.
Как отмечается в обращении регионального парламента, Мурманская область является дотационным субъектом Российской Федерации, ее территория полностью относится к районам Крайнего Севера, расположенным в неблагоприятных климатических условиях. По этим причинам регион наиболее остро испытывает дефицит финансовых ресурсов, возникший в связи с необходимостью исполнения указанных решений. Общая потребность в дополнительных расходах консолидированного бюджета Мурманской области на доведение уровня оплаты труда неквалифицированных работников до размера не менее минимального размера оплаты труда с учетом реализации Постановления Конституционного суда РФ составляет около 1,826 млрд руб.
"Областной бюджет на 2018 год сформирован при сокращении в 4,5 раза размера дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, сказал Александр Макаревич. Федеральный центр нам не компенсирует выпадающие доходы по налогу на прибыль в связи со снижением ставки зачисления налога на прибыль в региональные бюджеты с 18% до 17%. Потери областного бюджета по этой причине составляют порядка 1,3 млрд руб. Изъятые средства перенаправлены в дальневосточные регионы. В нашей области, по сути, исчерпаны возможности для роста собственных налоговых и неналоговых доходов, увеличивается долговая нагрузка. В таких условиях обеспечить повышение зарплаты 15 тысячам работников бюджетной сферы, которых касаются решения по МРОТ и северным надбавкам (начисляемым сверх МРОТ), возможно только при дополнительной финансовой поддержке из федерального центра".
Отдельной проблемой, по его мнению, является вопрос обеспечения гарантированного законом уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Для решения этой проблемы потребность в дополнительном финансировании составляет 478,2 млн рублей.
По словам Александра Макаревича, быстрый рост МРОТа к 1 мая этого года на 40% обострил проблемы, связанные с уравниванием размера оплаты простого неквалифицированного труда и квалифицированного труда, что негативно воспринимается работниками с более высоким уровнем образования и квалификации. К примеру, минимальная ставка учителя, установленная в Мурманской области в размере 6837 руб., с 1 мая будет составлять только 0,6 величины МРОТ.
"Такая ситуация, конечно же, не может сохраняться долго, подчеркнул депутат. Для обеспечения дифференцированного, справедливого подхода к оплате труда работников в зависимости от уровня квалификации и сложности выполняемых работ правительство Мурманской области должно заняться подготовкой необходимых решений о пересмотре (в сторону повышения) минимальных ставок специалистов бюджетной сферы, устраняющих этот перекос, а также оперативно провести и представить в Минфин РФ расчеты дополнительной потребности региона в финансовой поддержке".
По словам депутата, своим обращением Мурманская областная дума достаточно оперативно отреагировала на сложившуюся ситуацию, воспользовавшись имеющимися у нее полномочиями.
"Однако поставила перед федеральным центром только один вопрос – о предоставлении прямой финансовой помощи региону. Хотя инструментарий решения этой проблемы значительно шире. На том же совещании в Совете Федерации представители регионов говорили о необходимости изменения сложившейся практики межбюджетных отношений в части увеличения доходных источников бюджетов субъектов, правил реструктуризации бюджетных кредитов с учетом увеличения нагрузки на бюджеты северных территорий и о частичном их списании, о пересмотре подходов по реализации принципов, параметров модельного бюджета и других. Думаю, что рано или поздно и нашему региону придется настаивать на комплексном подходе в решении данной проблемы", сообщил он.