Александр Макаревич: Постановление КС РФ по северным надбавкам к заработной плате решение исключительной важности для всех северян
см. также ↓Председатель Комитета Мурманской областной Думы по труду, вопросам миграции и занятости населения, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Макаревич прокомментировал Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря о проверке конституционности положений ряда статей Трудового кодекса по жалобам нескольких граждан из северных регионов страны. Они касались включения в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ) районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями:
Объявленное решение Конституционного Суда по вопросам северных надбавок это знаковая победа всех, кто в последние годы настойчиво и последовательно боролся за сохранение законодательных гарантий северянам, кто занимал подлинно государственную позицию в решении проблем развития северных территорий страны.
Напомню, что в 2007 году был принят Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", исключивший из части 2 статьи 129 Трудового кодекса законодательное определение понятия "минимальная заработная плата". На практике это достаточно быстро привело к тому, что северные надбавки стали включаться в структуру МРОТ, что неизбежно привело к снижению гарантированного государством уровня оплаты труда. Решение данной проблемы стало предметом многочисленных судебных разбирательств. При этом суды принимали разнонаправленные решения, в том числе и Верховный суд, который сначала разъяснил, что в МРОТ включаются только размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов, базовых ставок заработной платы без учета компенсационных, стимулирующих выплат, а позже, к сожалению, отозвал собственное решение.
В ноябре я принимал участие в Международной конференции в Сургуте, организованной профсоюзами крупнейших нефтегазовых компаний страны. Так совпало, что конференция начала свою работу в день, когда Конституционный суд приступил к рассмотрению вопроса о северных надбавках к заработной плате. Тогда многие надеялись, что судебная инстанция, во-первых, примет давно ожидаемое решение, которое поможет унифицировать судебную практику по данному вопросу, а, во-вторых, предпишет законодателю вернуть в Трудовой кодекс утраченную норму о том, что МРОТ не включает в себя северные надбавки.
Раньше Север был привлекателен, в том числе, благодаря повышенной заработной плате за работу в тяжелых климатических условиях. Не понимать этого значит не понимать ключевых основ северной политики государства. Последние десять лет суды были завалены жалобами по начислениям северных надбавок. В итоге это вышло боком не только северянам, но и государству. Заработная плата на Севере практически сравнялась со среднероссийской, а отток граждан из северных регионов принял угрожающий характер. К примеру, Мурманская область за последние 26 лет потеряла 37% населения.
Сегодня, наконец-то, Конституционный суд поставил точку в данном вопросе и принял справедливое решение в пользу граждан, которое, возможно, изменит эту тенденцию, а также станет поворотным пунктом в политике демонтажа социальных гарантий северян, осуществлявшейся в последние десятилетия.
Хочу процитировать ключевые моменты постановления: "Географическое расположение страны обязывает учитывать и негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях, в том числе, в районах Крайнего Севера. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций, включающих повышенную оплату труда – районные коэффициенты и процентные надбавки. Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что в системе оплаты труда должна соблюдаться и норма, гарантирующая добросовестному работнику зарплату не ниже МРОТ, и другие нормы трудового законодательства, в частности, правило об оплате труда в повышенном размере в северных районах. Такая повышенная оплата должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы. В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом".
Таким образом, Конституционный суд выполнил свое предназначение защитил конституционные права граждан. А право на труд и его справедливую оплату – это, безусловно, конституционное право граждан страны. В контексте северных аспектов это и право на получение за свой труд повышенной оплаты. Так что нынешнее Постановление КС можно назвать решением исключительной важности для всех северян.
С учетом этого решения вполне обоснована постановка вопроса о пересмотре величины минимальной заработной платы (МЗП) в Мурманской области, которая с 1 января составит 15 185 руб. Теперь региональная МЗП не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом, с начисленными на него районным коэффициентом и полярными надбавками. Именно эту правовую позицию всегда отстаивала мурманская СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Сегодня она подтверждена решением высшей судебной инстанции страны.
Учитывая, что с 1 января 2018 года федеральный МРОТ установлен в сумме 9 489 руб., величина минимальной заработной платы в Мурманской области не может быть меньше 21 824,7 руб. И это предмет для серьезного обсуждения в рамках трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с участием профсоюзов, организаций работодателей и правительства области.