Резолюция Конгресса депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ регионов Заполярья и регионов, связанных с деятельностью Северного морского пути
см. также ↓13.03.2015, г. Архангельск
13 марта 2015 года в г. Архангельске состоялось заседание Конгресса депутатов Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ регионов Заполярья и регионов, связанных с деятельностью Северного морского пути по теме "Потенциал развития северных территорий в условиях обострения экономической ситуации".
В работе Конгресса приняли участие 178 человек, в том числе депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты всех уровней из Республик Карелия и Саха (Якутия), Камчатского и Красноярского краёв, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, главы муниципальных образований, а также представители заинтересованных научно-исследовательских, общественных организаций и профессиональных сообществ.
Участники Конгресса подчеркивают, что российский Север – это не только газ и нефть. Он должен дать стране широкий спектр инноваций, новые виды энергетики, современные управленческие и организационные технологии, перспективные виды транспорта и новые социальные практики.
В последние годы наметился ряд позитивных тенденций в развитии Севера и Арктики. Реализуются масштабные программы по развитию ресурсной и энергетической базы региона. Обозначились положительные тенденции и в социальном развитии. Главные из них: сокращение безработицы, рост соотношения среднемесячной номинальной заработной платы и прожиточного минимума, рост ожидаемой продолжительности жизни, развитие механизмов корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Тем не менее, нерешенных проблем еще очень много. Экономический рост в Арктике продолжает оставаться сырьевым. 4/5 объема всей промышленной продукции дают предприятия добывающих отраслей. Возникли депрессивные территории и поселения с целым "шлейфом" деструктивных социально-экономических процессов.
Продолжается депопуляция Арктики. В 1989-2013 гг. общая численность населения здесь сократилась почти на 30%. Экономическая привлекательность трудовой деятельности снижается. Исключением является только Ямало-Ненецкий АО.
"Программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" имеет аналитический, а не обязывающий характер. Она составлена из мероприятий других программ, реализуемых в Арктической зоне. Скоординированной работы министерств и ведомств по Арктике фактически нет.
По показателям уровня жизни арктические регионы России существенно уступают арктическим территориям других стран: в среднем уровень душевых доходов, исчисленный по паритету покупательной способности, составляет у нас около 25% от достигнутого на Аляске и 35% от уровня канадской и европейской Арктики.
Участники Конгресса придерживаются общего мнения, что освоение северных территорий не может основываться только на рыночных принципах. Катализатором инвестиций и инноваций на Севере должно стать государство.
Становление Арктики должно опираться на принципы устойчивого развития, где на первом месте – социальная справедливость, экономическая эффективность, экологическая безопасность, повышение уровня и качества жизни людей.
Участники Конгресса поддержали следующие меры по ускорению социально-экономического развития российской Арктики:
Первое. Формирование нормативной правовой базы Арктического региона.
Значение Арктической зоны в социально-экономическом развитии России и в обеспечении национальной безопасности требует выделить этот макрорегион в самостоятельный объект государственной политики. Должна быть разработана отдельная система правовых документов, направленных на реализацию государственной политики России в Арктике.
Необходимо принять федеральный закон "Об Арктической зоне Российской Федерации".
Второе. Должно быть создано единое управление арктическими территориями – оперативно работающая структура по типу Государственного комитета по делам Севера в СССР. Такой подход лежит в русле общемировых тенденций.
Третье. Нужна продуманная, последовательная государственная политика по освоению Северного Морского пути.
Модернизации и пополнения требует инфраструктура Северного Морского пути, ледокольный флот, включая атомные ледоколы, а также ледоколы с энергетическими установками нового типа.
Главная задача – решить инфраструктурные проблемы Северной трассы. За исключением Мурманска и отчасти Дудинки модернизация северных портов не производилась с 1990 г.
Четвёртое. Одним из главных принципов социальной политики в Арктической зоне должен стать принцип компенсационности – возмещения повышенных затрат здоровья жителей более высокими социальными стандартами.
При определении компенсаций необходим более полный учет особенностей отдельных территорий: климата, удаленности, структуры населения, наличие коренного населения, транспортной доступности.
Участники Конгресса выражают несогласие с проектом Постановления Правительства РФ "О размерах районных коэффициентов и порядке их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Снижение районных коэффициентов, предусмотренное проектом постановления, недопустимо.
Средняя "арктическая" зарплата сегодня обеспечивает около 5 прожиточных минимумов. По мнению участников Конгресса для обеспечения комфортного проживания в Арктике зарплата должна превышать прожиточный минимум в 7-8 раз.
Пятое. Необходимо расширить возможности трудоустройства населения Арктики.
Надо обязать крупные предприятия регистрировать свои дочерние компании там, где они извлекают прибыль, и платить больше налогов в местные бюджеты. Трудоустройство местного населения должно стать обязательным условием для всех инвесторов.
Шестое. Одна из важнейших задач государства в арктическом регионе поддержать культуру народов Севера.
Позиция участников Конгресса в этом вопросе: убытки, причиненные коренным малочисленным народам, ущерб их исконной среде обитания, нанесенный хозяйственной деятельностью, должны быть возмещены.
С учетом вышеизложенных задач участники Конгресса, муниципальные депутаты северных территорий предлагают:
возродить малую авиацию в арктических регионах, обновить парк воздушных судов и осуществить реконструкцию северных аэропортов;
включить в программу развития Арктики реконструкцию морских портов и аэропортов Диксон и Хатанга;
в рамках программы развития Северного морского пути обеспечить занятость коренных жителей прибрежных поселков: Несь, Индига, Черная, Варандей, Каратайка, Амдерма, Усть-Кара, Варнег (Ненецкий автономномный округ);
построить автодорогу Нарьян-Мар-Усинск (Ненецкий автономный округ);
развивать Зеленомысский морской порт (Якутия). Материальная база порта устарела, крановое хозяйство эксплуатируется 25-30 лет. Есть реальная возможность повысить грузооборот порта с нынешних 100 тыс. тонн до 300 тыс.тонн;
обеспечить авиационную поддержку проводки морских судов по Северному морскому пути, авиационное обслуживание дрейфующих северных станций и ледовую разведку с аэропорта Черский. Самолетный парк составляет единственный на всю Колыму вертолет Ми-8 АК;
привлечь государственные и частные инвестиции в развитие Баимской рудной зоны, Беринговского угольного бассейна;
создать на территории Архангельской области судостроительный и деревообрабатывающий технопарки;
пересмотреть действующие налоговые льготы экспортерам рыбы и морепродуктов вплоть до их отмены, с одновременным сохранением льгот для организаций, поставляющих рыбу и морепродукты на внутренний рынок;
изменить порядок распределения рыбопромысловых, охотничьих участков путем проведения торгов и аукционов. На данный момент малообеспеченное коренное население Крайнего Севера не имеет возможности воспользоваться на этих торгах своими преференциями;
содействовать скорейшему решению проблемы так называемых "незаходных" рыбопромысловых судов. Количество таких судов только по Мурманской области составляет 78 единиц;
пересмотреть полномочия и регламенты деятельности контролирующих и надзорных органов государства в сфере рыболовства с целью снижения административных барьеров;
субсидировать авиаперелёты жителям Арктической зоны по территории Российской Федерации.
Арктика должна стать территорией устойчивого, не разрушающего природу развития, с постоянно живущим там населением с большими инновационными возможностями, с высоким уровнем и качеством жизни.