Ольга Епифанова: настало время создавать условия для достойной жизни населения северных территорий
см. также ↓Депутат фракции "СР" в Госдуме, Председатель Совета Регионального отделения Партии СР в Архангельской области Ольга Епифанова выступила на Конгрессе депутатов Партии СР регионов Заполярья и регионов, связанных с деятельностью Северного морского пути:
У северных территорий много проблем. Это и низкие доходы населения, сложное положение на рынке труда, критическое состояние жилищно-коммунального хозяйства, высокая стоимость электроэнергии, отсутствие дешевого пассажирского транспорта. Есть высокая зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия, товаров первой необходимости и, как следствие, высокие торговые надбавки на социально значимые продукты.
Сельские учреждения культуры, здравоохранения и образования не соответствуют современным требованиям.
Для того, чтобы выйти на новые рубежи, конечно же, потребуются крупные инвестиции и организационно-экономические мероприятия.
По Указу Владимира Владимировича Путина Правительство нашей страны подготовило государственную программу "Социально–экономическое развитие Арктической зоны России на период до 2020 года". К сожалению, мы видим модель, которая включает мероприятия отраслевых государственных программ, а не четкую консолидированную программу по Арктике.
Потенциал у нас огромной, но насколько политические силы способны его развивать большой вопрос. Ведь в центре этой программы должен стоять человек, жизнь которого в нашем северном регионе обременена многими проблемами.
Так, например, средняя стоимость одного киловатт-часа в Архангельской области в 1,6 раза выше, чем в соседних регионах.
Это приводит к тому, что цена на электроэнергию становится существенным фактором для лиц, начинающих бизнес в рамках реализации того же государственно-частного партнерства и социального предпринимательства.
В условиях арктической зоны трудно решать и проблемы социальные.
Например, в нашем лесном регионе очень сложно реализовать меры по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Основная масса домостроений приходится на 1930-50-е годы. Только в нашей Архангельской области, помимо переселения в нормальные жилищные условия, еще порядка 18 тысяч человек нуждается в капитальном ремонте своих домов.
Мы должны найти свое место в оказании помощи региональным властям для реализации государственных задач, должны уметь распознать прямые и косвенные факторы, влияющие на эффективность их выполнения.
Мы должны приложить все силы для социальной поддержки населения северных территорий. Надо сохранить наш народ "на местах".
В 2014 году вновь встал вопрос отмены северных надбавок. Так сложилось, что этот вопрос поднимается каждый раз, когда индексируется МРОТ и повышаются оклады миллионов бюджетников, на которые надо начислять северные проценты.
Вот, смотрите, что предлагает наше Правительство по северным надбавкам.
Например, в нефтегазовой отрасли, в местностях, расположенных севернее полярного круга, вместо действовавшего в 2014 году коэффициента 1,8 предлагается 1,6; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО (севернее 60 градусов северной широты) вместо коэффициента 1,7 предусматривается 1,5.
Аналогичная ситуация по ряду угледобывающих территорий страны. А некоторые районы, в которых были установлены районные коэффициенты, по каким-то причинам исчезли вовсе. Это отдельные территории Иркутской области, Хабаровского края, Республики Коми и других северных регионов.
С 1 января 2015 г. МРОТ увеличился с 5554 до 5965 руб., а значит, нашим местным бюджетам придётся где-то находить дополнительные средства.
Для нас очень важно, коллеги, сохранить эту незначительную надбавку "белой", а также дать людям возможность ощутить действующую социальную поддержку.
К сожалению, согласно сложившейся практике, наши граждане чувствуют себя обманутыми во время получения заработной платы. Например, руководство многих коммерческих предприятий при начислении зарплаты занимается "обратным отсчётом". Во время выплаты зарплаты сотруднику, допустим, 30 тысяч рублей, бухгалтерия оформляет все надбавки внутри этой суммы.
С работниками бюджетных предприятий ситуация тоже сложная.
В СССР была единая тарифная сетка. И тогда северная надбавка служила большим стимулом для притока на Север рабочей силы.
Теперь же базовый оклад конкретного специалиста в разных регионах имеет разную градацию. Врач в Москве может получать 60 тысяч рублей, в Воронеже – 30 тысяч рублей, а в Архангельске со всеми надбавками ‐ 25-28 тысяч рублей. В чем тогда смысл наших "северных" надбавок?
Понятно, что нам необходима прочная нормативно-правовая база в области обеспечения северных льгот и мы будем серьезно прорабатывать этот вопрос.