Депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Олег Михеев внес на рассмотрение ГД проект федерального закона № 650257-6 "О внесении изменений в статьи 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации", касающийся расширения понятия "взятка".
Как говорится в пояснительной записке, законопроект направлен на уточнение определения понятия "взятка", а также на установление наказания в виде штрафа по статьям 290, 291 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в размере не только кратном сумме взятки, но и в рублях в диапазоне, установленном статьей 46 Уголовного кодекса Российской Федерации от двадцати пяти тысяч рублей до пятисот миллионов рублей.
Автор законопроекта предлагает считать взяткой получение чиновниками любых нематериальных благ и преимуществ, а не только ценных подарков и денег.
В качестве штрафа за "нематериальные" взятки, парламентарий предлагает установить фиксированные, конкретные суммы, которые будут прописаны в Уголовном кодексе РФ.
"Предлагаемые изменения полностью соответствуют международной практике, в том числе ратифицированной Россией Конвенции ООН о борьбе с коррупцией", отметил Олег Михеев.
"Российская экономика ежегодно теряет сотни миллионов долларов из-за коррупции, в рейтинге "Индекс восприятия коррупции" Transperency International наша страна находится на одном из самых низких в мире мест 124-ом из 177, ниже нас только африканские страны, Ангола и Сомали, заявил Олег Михеев. Коррупция это не только прямые убытки государства ("распил" бюджетных средств), но и препятствия, устанавливаемые чиновниками для бизнеса. А это в условиях экономической стагнации равносильно подрыву экономики страны. Полагаю, что ситуацию надо радикально переломить, для чего мною разработаны поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятие "взятка" (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ)".
По словам разработчика законопроекта, проблема заключается в том, что 290-я статья не отражает сегодняшних реалий. При введении её в УК законодатель руководствовался постановлением Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 года. Тогда взятку трактовали как "деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды". Например, "предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ".
"Очевидно, что за прошедшие почти четверть века ситуация изменилась вместе с экономикой нашей страны. Сегодня взяткой могут быть и неимущественные блага: преференции для бизнеса, победа в конкурсе на право заключения госконтракта, отказ от заведения уголовного дела, "нужное" судебное решение или, наоборот, искусственно затянутый судебный процесс, и многое другое, пояснил депутат. Всё это не связано непосредственно с передачей материальных ценностей, но в конечном счёте может вести к незаконному обогащению такого масштаба, по сравнению с которым о "санаторных путёвках и проездных билетах" образца 1990 года смешно даже и упоминать".
В связи с этим Олег Михеев предлагает внести в УК поправки с тем, чтобы закрепить понятие взятки как подкупа путём выполнения работ, оказания услуг, предоставления каких-либо преимуществ либо иных благ.