На пленарном заседании Госдумы 14 мая от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил депутат фракции Юрий Селиванов:
– Уважаемые депутаты!
Праздники прошли, пришли будни. В регионах люди задают вопросы: что будет дальше? Не разочаруем ли мы крымчан на радость врагам? Справимся ли с новыми финансовыми нагрузками? С одной стороны, наступательный цинизм Запада с созданием транспортных и водных блокад Крыма и неплатежей за газ, с другой стороны, отчёт Правительства о стагнации в экономике.
Всем ясно, что потребуются не десятки, сотни миллиардов рублей и на дополнительные расходы по Крыму, и на оборону, и на продовольственную безопасность. Всё будет обостряться. На вызов Запада мы ответили воссоединением с Крымом. На продолжение вызова мы должны ответить мощным экономическим подъёмом.
В этих условиях от органов власти требуется комплекс научно обоснованных мероприятий под парламентским контролем. Очень важно Государственной Думе проанализировать и дать дорогу в практику особо важным экономическим законам, которые могут дать ускорение в экономике и показать способность Государственной Думы влиять на ситуацию в критической обстановке.
Уважаемый Сергей Евгеньевич (прим. – Нарышкин С.Е., Председатель Государственной Думы), в своём выступлении на открытии весенней сессии вы озвучили очень важные задачи Парламента, я их повторю: "Контроль за качеством законов и мониторинг их правоприменения – это наша профессиональная и моральная обязанность".
Хотелось бы знать, когда и как будет организован механизм такого важного контроля.
Пример приведу. Закону об энергоэффективности уже исполнилось пять лет, а он в строительном комплексе так и не начал действовать. Напомню, 45% тепловых ресурсов потребляет ЖКХ.
В чём проблемы? Какие экономические потери несём?
Первое, законодательная база, связанная с этим законом, не скоординирована и выполняется формально. Класс энергоэффективности определяется не по факту, а на основании проекта. Это как если бы температуру больного вместо фактической – 40 градусов записали той, которая должна быть достигнута после лечения – 36,6, и лечить не надо.
Три года не выполняются постановления Правительства по разработке требований к классам энергоэффективности. В нарушение закона не установлен базовый уровень энергетической эффективности, что не даёт возможности отслеживать динамику. Следовательно, каждый может отчитываться липовыми отчётами, а сбережений ноль.
При вводе жилья проверку на теплозащиту законодатель допустил на основании расчёта, а не на основании инструментального обследования. Разница – до 50%.
Нет в законе акцента на технологические требования при строительстве, ремонте и реконструкции зданий.
На практике получается, что работа по факту выполнена, а качество выполнения скрытых видов работ неудовлетворительное, сертификаты на материалы есть, зачастую липовые, а только инструментальная проверка вскрывает брак. И, боясь инструментальной проверки, строитель не станет нарушать технологию скрытых работ, жёстче станет сам осуществлять контроль.
На строительных формах высокие должностные лица, далёкие от практики строительства, вводят в заблуждение Правительство, утверждая, что добиться 40% энергоэффективности без удорожания 30% – невозможно.
Мы доказали обратное: создали экспериментальный участок по проверке проектных решений в натуральных моделях зданий. Этот опыт бывший министр Басаргин планировал распространить. Увы – ноль действий.
Мы изъяны закона доработали, чтобы добиться реальной энергетической эффективности. Обратите внимание: всего лишь при 5% удорожании достигнуто повышение энергетической эффективности на 40% в 2013 году, а директивами эти показатели планируют достигнуть аж к 2020 году, да ещё с удорожанием на 30%.
По расчёту это принесёт 4–5 триллионов бюджетных потерь для государства и для получателей жилья. Вот что такое отсутствие контроля за качеством законов и их непрофессиональное внедрение. Уважаемые депутаты, я могу предоставить богатейший материал тем, кто будет этим заниматься.
Вы также, Сергей Евгеньевич, сказали в своём выступлении, что каждый из законопроектов, касающийся экономики, в качестве ориентира должен иметь дальнейшее расширение предпринимательской свободы инвестиционного климата в стране.
Полностью с этим согласен. Из своей 35-летней директорской практики знаю, как отсутствие этого качества в законах тормозит их широкое правоприменение, нанося непоправимый ущерб государству. Все мелочи невозможно законодательно отразить законом.
Закон, касающийся экономики, на мой взгляд, должен охватывать проблему рамочную, учесть главное, а правоприменитель должен иметь свободу действий, руководствуясь дальше ответственностью и пониманием неотвратимости наказания при злоупотреблении, а контрольных органов для этого у нас сверхдостаточно.
Например, используя закон № 215 "О жилищно-накопительных кооперативах", мы сталкивались с проблемой сложности его правоприменения, в нём нет ни предпринимательской свободы, ни инвестиционной привлекательности. Неотражённые в законы множество жизненных ситуаций или отражённые однобоко, сами не имели мы право изменить, а к законодателю трудно достучаться, наш опыт практиков не был принят законодателем, потому что никто в Думе не отвечает за внедрение законов. И кооперативное движение заглохло, исполнительная власть так же не сочла должным вникнуть, почему закон не работает, и пустила на самотёк кооперативное движение. Правительство оправдывает застой в экономике несуществующим кризисом. Нет кризиса при огромном внутреннем рынке жилья, потому обамы и наглеют, что видят нашу неспособность развить экономику и "пятая колонна", видимо, работает на него.
Сегодня непрофессионализм в исполнительной власти – это катастрофа для России. Повторяю, в стране дефицит жилья – 1,5 миллиарда квадратных метров – это 45–50 триллионов рублей – потенциальный и готовый рынок, который может ежегодно обеспечиваться огромными растущими накоплениями граждан, до 25 триллионов рублей. И только кооператив может раскупорить эти деньги.
Люди готовы вносить деньги в любую недвижимость, но опыт обманутых дольщиков их страшит, поэтому нужно непосредственное участие и гарантии Президента, Председателя Правительства, губернатора, ну, то, как сделал, например, в Белгородской области губернатор Евгений Савченко. Ведь любое новое дело, чтобы оно окрепло, исполнительная власть должна вначале вести как младенца – поддерживать и защищать. Пять лет я пытался развить это по стране через советников, бывшего Президента Медведева, через Басаргина, через Министерство экономики, со Слюняевым даже составили рабочую группу, но она сдохла, так как в министерствах, я убедился, нет никакой исполнительности и ответственности.
Докладывал Президенту Сергей Михайлович Миронов, лично с моими предложениями Степашин был у Президента, который поручил Правительству это доводить до конца. В окружении Правительства нет желания развивать экономику и нет желания выполнить Послание Президента Путина о строительстве дополнительно 25 млн. квадратных метров жилья. Весь корень наших проблем кроется в бесконтрольности исполнительной власти, так как она де-факто стоит выше Парламента и игнорирует все критические и деловые предложения депутатов. А из истории мы не знаем случая, чтобы власть или кто другой сам себя высек, правда, в литературе унтер-офицерша сама себя высекла, по словам городничего в "Ревизоре" Николая Гоголя. Так это в литературе.
И, наверное, поэтому 9 декабря на 20-летие Конституции Российской Федерации Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда, сказал, что без реализации принципа верховенства Парламента мы не можем рассчитывать на светлое будущее Российского государства. А у нас нет подвижек в реализации этого принципа, времени на ожидание тоже нет. Давайте организуем системную работу по парламентскому контролю за применением принятых законов в практике, это будет большой шаг вперёд по повышению эффективности, даст огромный экономический рост и повысит авторитет депутатов.
Спасибо за внимание.