Фракция "СР" проголосовала против законопроекта "Об общих принципах организации местного самоуправления"
см. также ↓15 апреля Государственная Дума рассмотрела в первом чтении законопроект № 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления).
Фракция голосовала против данного законопроекта. От фракции выступил Михаил Емельянов:
– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков А.Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы – прим.). Уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этого законопроекта. Мы, прежде всего, против отмены прямых выборов. Причём, данный законопроект отменяет прямые выборы не только глав исполнительной ветви местного самоуправления на уровне городов и сельских районов, но этот законопроект отменяет и выборность депутатов на уровне сельских районов и городов, что, вообще, не очень хороший признак.
История России знала периоды, когда у нас были непрямые выборы представительных органов власти и местного самоуправления. Это был период так называемой реакции при царе-батюшке и период первых лет советской власти, когда осуществлялась так называемая диктатура пролетариата.
Но мы, по-моему, находимся не на таком периоде исторического развития, не в периоде диктатуры пролетариата, для того, чтобы закручивать гайки. Совершенно очевидно, что непрямые выборы формирования представительных органов а, точнее даже, назначение руководителей исполнительной ветви местного самоуправления, гораздо менее демократичны, чем прямые. Степень демократии в местном самоуправлении этим законопроектом значительно уменьшается, а, следовательно, повышается его бюрократическая составляющая.
В случае принятия, этот законопроект послужит дальнейшей бюрократизацией местного самоуправления, власти в местном самоуправлении.
В местном самоуправлении и так недостаточно контроля, гражданского контроля за властными органами, а мы возможности этого гражданского контроля ещё более и более уменьшаем.
Авторы законопроекта говорят о том, что этот законопроект приближает власть к народу, поскольку создаёт районные думы и увеличивает количество депутатов. Может быть, это было бы и так, только возникает вопрос: а зачем прямые выборы устранять? Вполне можно выбирать и на городском, и на районном (в сельской местности) уровне депутатов и глав прямым голосованием, и создать те же районные думы, если они нужны, и увеличить количество депутатов. Одно другому совершенно не противоречит.
Но если говорить о приближении власти к народу, то больше надо заботиться о честности и прозрачности выборов, нежели о подобных реформах. Практика нашей партии как оппозиционной партии показывает, что именно при выборах местных органов власти наибольшим образом происходят фальсификации и различного рода подтасовки, как показали последние выборы, например, в Шахтах или в Батайске.
Мы считаем, что если говорить о приближении власти к народу, то необходимо активнее развивать и преобразовывать органы территориального общественного самоуправления. Вполне возможно, назрела уже необходимость превращения их в самостоятельный уровень местного самоуправления, куда следует передать некоторые полномочия по благоустройству и по реализации других мандатов.
Сторонники этого законопроекта говорят, что повысится эффективность местного самоуправления. Это тоже вызывает сомнение. Миллионный город будет разбит. Скажем, Ростов-на-Дону, откуда я избран и откуда я родом. В Ростове-на-Дону восемь районов. Значит, появится восемь районных дум, восемь районных глав. Соответственно, они будут чем-то заниматься, принимать какие-то нормативные акты. И что получается? Правила благоустройства в одном районе будут отличаться от другого, как и принципиальные подходы к размещению объектов торговли, розничной торговли и так далее.
Я думаю, что в результате реализации этого законопроекта, управляемость городами и сельскими районами не только не повысится, а наоборот, будет ухудшена. И появляются дополнительные звенья, которые совершенно лишние, которые будут нарушать принцип единства городского хозяйства.
Вячеслав Степанович Тимченко сказал, что оппоненты этого законопроекта не понимают его суть. Вы знаете, я, возможно, с этим соглашусь. Действительно, зачем принимается этот законопроект? По крайней мере, цель его принятия совершенно непонятна. Создаётся впечатление, что авторы хотят проводить реформу ради реформы. Реформ уже столько за 25 лет Россия видела, но ни одна из них толком не выполнена, и пользы не принесла. Даже с местным самоуправлением. Мы можем вспомнить 1993, 1994, 2003, 2007 годы и так далее. Может быть, пора остановиться в реформах? Может, дать возможность наработать практику в рамках тех институтов, которые уже существуют? Проводить не те реформы, которые хочется проводить, а те реформы, которые нельзя не проводить? Я думаю, что предлагаемая реформа местного самоуправления отнюдь не необходима, и без неё можно обойтись.