Сергей Миронов: ЕГЭ становится чем-то самодовлеющим, паразитирующим на теле российского образования
см. также ↓Председатель политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов высказал обеспокоенность тем, что на "обеспечение информационной безопасности" проведения ЕГЭ в 2014 году в Минобрнауки планируют дополнительно выделить 350 млн рублей – самих знаний школа дает все меньше, а ЕГЭ из года в год становится все дороже:
– В Интернете все больше анекдотов и шуток по поводу ЕГЭ и бесконечных усилий чиновников по его "совершенствованию". Видимо, настает тот момент, когда общество уже устает возмущаться и протестовать и начинает просто высмеивать явление, абсурдная суть которого с годами проявляется все нагляднее.
Характерна, к примеру, едкая пародия на новости, которые мы часто слышим из Минобрнауки: "Принято решение по результатам сдачи ЕГЭ в 2014 году выдавать выпускникам школ не аттестат о среднем образовании, а "аттистато средним абразовании". В самый корень кто-то взглянул. Мы действительно катимся с этим ЕГЭ в пропасть массовой неграмотности и дебилизации молодого поколения.
Это, конечно, анекдот. Но ведь и некоторые реальные новости об изменениях, которые предлагается внести в процедуру ЕГЭ, тоже выглядят почти анекдотически. Как вам, скажем, идейка выдавать в 2014 году каждому экзаменуемому некий вкладыш в тестовые задания, в котором можно будет делать записи о замеченных нарушителях? Вы представляете, на что чиновники толкают детей? Вместо того, чтобы сосредоточиться на решении тестов, им предлагают строчить доносы: "Я видел, что Сидоров мобильник в аудиторию пронес, а Петрова шпаргалкой воспользовалась. Примите меры!"
На полном серьезе обсуждается, что распределение заданий ЕГЭ надо организовать по принципу лотереи "Спортлото". Не знаю, смеяться или плакать надтакого рода "новаторством"? Понятно, что сама сущность у ЕГЭ – лотерейная: слишком многое тут определяется не глубиной знаний, а фактором случайности. Но зачем же так-то откровенно превращать серьезнейший экзамен в игру?
В прошлом году идеологи и организаторы ЕГЭ тоже фонтанировали разного рода новациями: внедряли глушилки радиосигналов, наращивали число контролеров, стращали суровыми карами потенциальных нарушителей. А чем все кончилось? Огромным количеством скандальных ситуаций: утечками егэшных "секретов" в Интернет, массовым использованием мошеннических и коррупционных схем.
До ЕГЭ-2014 еще почти полгода. Но чиновники уже опять развертывают бурную деятельность. Снова упор делается большей частью на контрольно-репрессивные меры. Вводится тотальный видеоконтроль в пунктах приема экзаменов (ППЭ). Меняется процедура доставки экзаменационных заданий: их станут направлять на места не за три дня до экзамена, как раньше, а за один, и хранить в неких спецпомещениях под видеонаблюдением.
Увеличивается число этих заданий – для каждого часового пояса теперь разработают сугубо свои. Так надеются предотвратить утечки правильных ответов в Сеть. Но, видимо, не очень надеются, ибо одновременно слышатся грозные обещания каждую утечку данных в социальные сети сурово пресекать и наказывать – вплоть до заведения уголовных дел.
Но настоящий "гвоздь будущего сезона" это установка дорогостоящих рамок-металлоискателей в ППЭ. Пока чиновникам не хватает средств, чтобы закупить их на все регионы, но для многих закупят. Не кажется ли вам, что весь этот "антураж" все меньше напоминает атмосферу выпускного экзамена и все больше – некую силовую операцию?
Недавно стало известно, что на "обеспечение информационной безопасности" проведения ЕГЭ в 2014 году в Минобрнауки планируют дополнительно выделить 350 млн рублей. Изыскивать средства на закупку видеокомплексов, рамок-металлоискатели и т.д. придется, видимо, за счет перераспределения средств внутри и без того напряженного бюджета системы образования.
На чем же собираются экономить? Да скорее всего, на учебном процессе, на модернизации школ. По некоторым экспертным оценкам, уже сейчас чуть ли не пятая часть бюджета, призванного обеспечивать процесс обретения знания учащимися, отвлекается на итоговую проверку этих знаний. То есть самих знаний все меньше, а ЕГЭ все дороже. Он становится чем-то самодовлеющим, перманентно разрастающимся, паразитирующим на теле российского образования.
Пора бы в конце концов понять: главный источник всех проблем с ЕГЭ вовсе не в том, насколько отлажена его процедура или насколько строг контроль за его проведением. Главная беда в том, что общество не доверяет всей этой егэшной системе, не верит в ее честность, объективность, полезность. Общество отторгает ЕГЭ, как нечто чуждое и вредоносное, и потому реформировать и улучшать эту систему в принципе невозможно.
По материалам источников: Блог Сергея Миронова