Михаил Брячак об ужесточении ответственности за хулиганские действия на борту самолета
см. также ↓На пленарном заседании Госдумы 13 февраля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Брячак. Пятиминутное выступление депутата было посвящено безопасности пассажиров на борту самолетов:
– Добрый день, уважаемые коллеги! Поддерживая выступление нашего коллеги Леонида Леонидовича Левина, хочу сказать, что вопрос, который очень активно сейчас в обществе обсуждается (и средства массовой информации совершенно справедливо уделяют очень серьезное внимание безопасности пассажиров на борту самолетов), – это очень актуальный вопрос, с точки зрения жизни и здоровья граждан, которые мы обязаны обеспечить. И нормативы, которые мы должны рассмотреть в связи с возрастающей угрозой, должны соответствовать этому.
Дело в том, что в принципе в обществе (ни для кого не секрет, и статистика существует, и мы в реальной жизни наблюдаем) уровень агрессии возрастает в силу разных причин: в силу той динамики, в силу той информационной составляющей нашей жизни. Поэтому подобные проявления, которые мы видим на экранах телевизоров, вошли в нашу жизнь и стали более значимыми. Надо отметить, что хулиганство на борту – это не только угроза безопасности жизни и здоровья пассажиров, это само по себе очень страшно и этому надо ставить барьер. Но, с позволения сказать, пассажир, который, по-другому нельзя выразиться, вываливается из самолета где-то в стране пребывания, куда он направился, в том виде, в котором мы иногда можем наблюдать, – это еще и лицо страны, лицо нации, лицо нашего народа, наше с вами лицо. Поэтому я бы начал вопрос с ужесточения ответственности на борту за хулиганские действия.
Хулиганские действия – это социально опасное явление в целом, независимо от того, где оно происходит. Оно может происходить в трамвае, на привокзальной площади, в каком-то другом месте, оно имеет свою степень опасности, это негативное явление надо пресекать. Но хулиганство на борту – кратно увеличивает угрозу жизни и здоровью людей, и поэтому должна быть соответствующая степень наказания. Ведь сегодня мы с вами знаем, что максимум, на что можно рассчитывать в привлечении к ответственности за неадекватные действия пассажира на бору – это административное нарушение. Административный кодекс предусматривает за эти нарушения до 5 тыс. рублей штрафа. И многих это не останавливает и, наоборот, стимулирует такое поведение неадекватных людей. Поэтому ужесточение наказания должно, тут я обращаюсь к депутатам профильных комитетов, соответствовать пониманию, что это как раз фактор угрозы жизни и здоровью. И ответственность, именно по уголовной статье, должна соответствовать этой угрозе, должна применяться.
Предыдущим выступающим, Леонидом Леонидовичем Левиным, было сказано о том, что нужно увеличить полномочия экипажу. Да, безусловно. Экипаж корабля сегодня многое может. Но все его действия сопряжены с рядом условностей. Их навязывает и работодатель, и те нормативы, которые связаны с огромным комплексом вопросов. Это и привлечение кого-либо на борт, и применение, принятие какого-то решения. Командир корабля должен быть освобожден от всяких условностей. Единственное, что должно быть в основе его принятия решений – это безопасность пассажиров. Он не должен думать о том, как работодатель посмотрит на то, что он принял решение о вынужденной посадке в случае, когда что-то случилось на борту. Он не должен думать о последствиях, когда он перенес дату вылета для того, чтобы выяснить еще до вылета, все ли адекватно на борту? Он не должен думать о последствиях, когда отказал какому-то пассажиру в перелете, в силу проявленной им неадекватности еще до вылета. Поэтому полномочия экипажа в Воздушном кодексе – это наша задача, комитета по транспорту, и мы над этим работаем.
Что касается запрета на алкоголь. Мы также считаем, что подавляющее большинство граждан, за редким исключением, знакомы с культурой поведения. И полностью лишать их такой возможности было бы неправильно. И более того, это не остановит желание и возможности тех, кто склонен к злоупотреблениям, и в связи с теми проявлениями и угрозами, которые есть. А также предлагается рассмотреть возможность так называемых черных списков, которые могут ограничить допуск к перелету лиц, уже замеченных в правонарушениях, которые несут угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности перелетов. Этот вопрос также обсуждается, причем он достаточно сложный, тут есть и конституционные нормы на право свободы и перемещения и так далее.
Одним словом, уважаемые коллеги, депутаты разных фракций, мы должны понять, что те события, которые происходят на борту – это не только угроза жизни и здоровью, безопасности полетов – это и наша с вами национальная гордость и ответственность за тех пассажиров, которые неадекватными своими поступками вот таким образом негативным влияют.