4 июля в Государственной Думе был рассмотрен законопроект "О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов, за неисполнение обязательств по договору участия в долевом строительстве". Законопроект представил один из его авторов – депутат "Единой России" Александр Хинштейн. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Евдокия Бычкова, Оксана Дмитриева, Антон Беляков. Позицию фракции в своем выступлении представил Антон Беляков.
Евдокия Бычкова:
– Александр Евсеевич (Хинштейн – Прим.), у меня два вопроса. Первый вопрос. Не кажется ли вам, что мы вытесняем с рынка предприятия малого бизнеса особенно районного масштаба, не способных создать страховой фонд? Это первый вопрос. И почему не в пользу СРО рассматривается страхование? Второй вопрос. А вообще этот замечательный 214-й закон, который вы предлагаете, о защите прав дольщиков, конечно, тоже очень важный. Но мне хотелось бы понять, почему вот каждый застройщик страховать должен самостоятельно, ну, или объединяясь с организацией, а не через СРО.
Александр Хинштейн:
– Евдокия Ивановна! На этот вопрос очень простой ответ. Малый застройщик в городах, в районах пусть строит за собственные деньги или за заёмные и не привлекает деньги наших людей. И тогда ему не нужно будет ничего отчислять. А когда ты берёшь деньги у граждан, то ты должен эти деньги защитить. Поэтому, повторяю, никаких проблем. И, кстати говоря, вот эти маленькие компании, маленькие застройщики, они-то в основном и создали те проблемы, которые сегодня у нас есть по России. Я назвал вам те дикие цифры, которые сегодня существуют. "Живопырки" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которые не имели ни оборота, ни объёма, ни технических возможностей, оставили без жилья и без денег десятки тысяч людей по стране. Мы должны с вами думать не о застройщиках, Евдокия Ивановна, не о малом бизнеса, а о наших гражданах.
Оксана Дмитриева:
– Я хотела бы ещё раз всё-таки повторить вопрос. Самое главное в этом – оценка финансовой устойчивости самого Общества взаимного страхования. Поэтому всё-таки какова будет ставка страхового взноса от тех средств, которые привлекает застройщик? Это первое. Второе. Кто будет регулятором общества взаимного страхования? Кто будет оценивать финансовую устойчивость самого общества, и задавать там определённые нормативы? Это второй вопрос. И третий. По поводу размещения средств страхового резерва. Значит, в статье 32 средства страхового резерва размещаются в государственных ценных бумагах, в акциях российских эмитентов, в государственных ценных бумагах иностранных государств, в облигации и акции иностранных эмитентов. То есть размещение средства страхового...
Александр Хинштейн:
– Что касается первого вопроса – мы доработаем это ко второму чтению, чтобы было понятно. Что касается второго вопроса, то обеспечивать деятельность общества взаимного страхования, как я ранее уже сказал, с точки зрения контроля со стороны государства будет Министерство финансов. А что касается третьего вопроса, к сожалению, вы его не довели до конца, но вопрос размещения, безусловно, не является предметом закона, это то, что будет приниматься решением общего собрания общества взаимного страхования под надзором органа исполнительной власти – Министерства финансов.
Антон Беляков:
– Вот Оксана Генриховна задала вопрос как раз, который я хотел, и не получил ответа. На сколько увеличится, то есть сколько будет составлять страховой взнос при тех объёмах, которые сегодня есть? И, Александр Евсеевич, вы знаете, мы с вами на эту тему тоже дискутировали, для того чтобы застраховать нужно чтобы взнос составлял минимум 7,5 процента от суммы сделки. Вы сами называли чудовищные объёмы. Откуда сейчас вот эти цифры, там 1,5 процента будет, полпроцента, если мы знаем, какое количество нарушений. Реальные цифры, которые, так сказать, мы с вами в том числе обсуждали, до 10 процентов доходил рост стоимости квадратного метра. Поясните, пожалуйста, в какой момент разночтения появились?
Александр Хинштейн:
– Антон Владимирович, первое, я совершенно точно помню, что цифру полпроцента и процент я не называл.
Второе. Значит, на сегодняшний день те проработки, которые у нас есть, говорят о средней ставке тарифа к взносу порядка 3 процентов. За счёт чего сложилась эта сумма? Мы исходили и считали это со специалистами, исходя из общего объёма средств, находящихся на рынке долевого строительства, и от количества того, тех компаний, которые пошли в процедуру банкротства. Сегодня число компаний, находящихся в банкротстве, снижается. Это означает, что страховые риски снижаются также. Это означает, что не... ставка тарифа будет снижаться. Поэтому я и говорю, что на первый год, до тех пор пока рынок не понимает, эта ставка будет составлять 3 процента и соответственно дополнительные затраты, дополнительный рост составит порядка 3,5 процента. Я отмечу, что преимущество общества взаимного страхования в том, чтобы, что не требуется средств на содержание его как такового. Если бы мы пошли по пути СРО, то это значительно бы увеличило затраты.
Значит, затем, поскольку, повторяю, идёт снижение объёма банкротства и рынок вытесняет недобросовестных застройщиков, а после вступления этого закона, в случае если мы его поддержим, тем более, эта цифра будет снижаться, по нашим процентам, по нашим оценкам, составит порядка 2 процентов. Но ещё, коллеги, я вновь обращаю внимание, что мы сегодня принимаем закон в первом чтении. Ко второму чтению мы намерены и планируем внести в него ещё два механизма. Таким образом, у застройщика будет выбор между обществом взаимного страхования, банковской гарантией или коммерческим страхованием.
Выступление Антона Белякова:
– Уважаемые коллеги, я даже решил по этому поводу выйти на трибуну. Только что глубокоуважаемый Владимир Иванович Кашин и Алевтина Викторовна Апарина спросили: "А советовались ли по поводу этого закона с дольщиками, с общественными организациями дольщиков?" Так вот, не советовались, Владимир Иванович! С 2003 года существует общественная организация дольщиков, единственное общероссийское общественное движение, общероссийская общественная организация Комитет пострадавших дольщиков, который я возглавляю с 2005 года. Так вот мы предметно рассматривали эту инициативу и считали с калькулятором, во что обернётся принятие данного законопроекта. Обернётся принятие данного законопроекта, к сожалению, не в полтора процента удорожания недвижимости и не в три процента удорожания недвижимости, а минимум – на 7,5 процента вырастет стоимость квадратного метра для каждого покупателя, включая тех, которые покупают у добросовестных строительных компаний. И они не видят для себя ни малейшей мотивации вкладывать деньги в недвижимость, которая не является рисковой. Стоимость каждой сделки на рынке недвижимости может увеличиться на 10 процентов в нашей стране. Хотят этого потребители? Я вам отвечу: конечно, не хотят. Для них это серьёзная обуза, страховые взносы. Вот Владимир Иосифович Ресин, который сидит передо мной, не даст соврать, подавляющее большинство строительных компаний в Москве, в регионах использовали схемы страхования весь период кризиса, с 2003-го по текущий момент. И компания "Интеко". Да, все. Послушайте, у всех были свои страховые структуры, которые использовались реально для того, чтобы просто уводить из налогооблагаемой массы часть средств и не нести за это ответственности. Такая система работала. Но она была некой "серой" схемой, которую использовали компании. Если мы с вами сейчас проголосуем за этот законопроект, то сделаем эту схему из "серой" – "белой". То есть все строительные компании начнут, собственно, увеличивать прибыль. Причём на вопросы: а сколько нужно будет платить в страховой фонд, который задали Оксана Генриховна, я и Александр Евсеевич, ответ не поступил. Будет ко второму чтению решено, сколько. Ко второму чтению будет решено, куда эти деньги можно вкладывать, в какие ценные бумаги их размещать? Всё будет решено ко второму чтению. А решение о том, что мы увеличиваем стоимость квадратного метра, если вы сейчас проголосуете, будет принято сейчас. Жёсткий контроль государства. А, да, простите, сначала шаг назад. Владимир Владимирович Путин, Президент нашей страны, поручил к концу года и я помню, как Владимир Владимирович Путин, ещё будучи Президентом пять лет назад, ровно такое же поручение давал: к концу года решить проблему обманутых дольщиков. Значит, сколько лет прошло, вы знаете, и он снова даёт это поручение. Мы не решаем проблему. Я искренне приветствую позыв Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича решить проблему, но законопроекты, которые сейчас мы с вами принимаем, не имеют ни малейшего отношения к решению этой проблемы.
Александр Евсеевич сегодня уже перечислял заслуги зала заседания за последние годы по решению проблемы "особый порядок банкротства", который отбросил граждан из третьей очереди кредиторов в четвёртую. Вы думаете, дольщикам это понравилось? Нет. Но зато мы говорим, что мы приняли особый порядок банкротства. Поправки в 214 ФЗ по защите прав дольщиков – просто взяли и убрали НДС в строительстве. Это, что, самая нуждающаяся область у нас в бизнесе? Мы нигде-то там в сельском хозяйстве или в продуктах питания. Мы строителям подарили НДС, и всё это под флагом помощи дольщикам. Друзья мои, я могу бесконечно перечислять законодательные победы партии "Единая Россия", хотя я и не хотел бы их перечислять и последний призыв Александра Хинштейна – не политизировать эту проблему. Но реального решения вопросов пока нет. 50 тысяч... 57 тысяч граждан, которые получили квартиры, я очень хорошо помню, как это происходило. Кстати, надо признать, в этом есть приличная заслуга Дмитрия Анатольевича Медведева, который, будучи вице-премьером, когда-то, когда я был детским доктором, на моё письмо наложил резолюцию, и прямо из зала правительства вышел Владимир Анатольевич Яковлев, тогда министр регионального развития. И была создана первая рабочая группа при Правительстве, которую от дольщиков, от общероссийского движения возглавил ваш покорный слуга, а от правительства – Владимир Анатольевич Яковлев. И мы в ручном режиме, в режиме два заседания в неделю, приглашая губернаторов, с каждым списком, с каждым объектом лично сидели, приглашая моих товарищей, потому что я сам обманутый дольщик, из регионов. И когда губернатор или мэр говорили: "Там вот всё вот так вот, сразу встают два лидера инициативной группы и говорят, как на самом деле". В ручном режиме, 57 тысяч квартир. Действительно, нам удалось решить этот вопрос примерно до 2007 года. Дальше всё происходило существенно более печально. Не потому, что Дмитрий Николаевич Козак и Басаргин плохо работали, но вот как-то затихла активность в рабочей группе. Зато появилась активность в законотворчестве. Причём, эта активность в законотворчестве ни к чему не привела.
Уважаемые коллеги, я, к сожалению, вынужден ответить на вопрос, который задавали. Повторю, глубокоуважаемая Алевтина Викторовна и Владимир Иванович: "посоветовались ли с дольщиками?". Я вам отвечу: а) не посоветовались, б) мы, дольщики, будем категорически против принятия этого законопроекта, потому что он не имеет никакого отношения к решению проблем граждан, которые пострадали. Он не защищает, а обременяет дополнительными финансовыми тяготами тех, кто будет покупать квартиры в дальнейшем, и, к сожалению, приводит ещё и к увеличению стоимости жилья на рынке. Я понимаю, что это дополнительные дивиденды для строителей. И сегодня задавался вопрос о СРО. Значит, нет здесь Виктора Плескачевского, который всем бы сейчас прочитал двухчасовую лекцию о том, для чего вообще создаются СРО. Да именно для того, чтобы нести коллективную ответственность, и если нужно – по обязательствам недобросовестного члена СРО отвечать. Но СРО не хотят делиться деньгами, у них это бизнес прекрасный. Сейчас мы дадим им возможность ещё одну кормушку создать, строители будут счастливы. Мы всё время им под флагом помощи дольщикам то НДС дарим, то фонды разрешаем создавать, то стоимость квадратного метра повышать, то выбрасывать дольщиков из третьей очереди, повторяю, кредиторов в четвёртую. Мы всё время помогаем дольщикам, только реально от этого выигрывают строители. И ваш покорный слуга, и все мои товарищи по несчастью, пострадавшие соинвесторы строительства жилья, будут против принятия этого законопроекта. Я вас уверяю. Спасибо.