Александр Романович: Вступление Медведева в "Единую Россию" показало, что правящая партия далека от своих цивилизованных аналогов
см. также ↓Депутат фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Госдуме, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Александр Романович прокомментировал вступление Дмитрия Медведева в "Единую Россию" и рассказал, почему партийная система в стране при нынешней власти играет роль статиста:
– Вступление Дмитрия Медведева в "Единую Россию" ещё раз показало, что наша так называемая правящая партия по многим параметрам ещё далека от западных цивилизованных аналогов. ЕР спокойно и безропотно соглашается на любые манипуляции и комбинации в своём руководстве, покорно следует в обозначенном ей фарватере.
Почему так происходит? Попробуем разобраться.
Ясно, что многолетнее доминирование в стране КПСС не только отвадило граждан от партийной власти, но и вызвало у них стойкий скепсис по отношению к институту политпартий вообще.
На практике это означало, что строить партии по прежнему отжившему свой век образцу нам было нельзя по определению. Но и к нормальному зарубежному опыту практический инструментальный доступ оказался тоже закрытым.
И я думаю вот почему. Ведь традиционный мировой цивилизованный путь партстроительства в качестве основного стержня предполагает борьбу партии за власть и реальную возможность достижения этой цели. У нас же после радикальных перемен начала 90-х властное место оказалось надежно и надолго занятым людьми без всякой партийной принадлежности. И на то в обществе весьма продолжительное время существовало всё то же уже упомянутое мной оправдание: надоела одна партия, да и любых других не хотелось бы...
Но потом оказалось, что для вожделенного нами признания мировым сообществом всё-таки надо соблюсти, – хотя бы формально, – определенные приличия, в том числе и политические.
А это означало, что нашим реально правящим всё-таки положена правящая партия. Без этого никуда... Нет проблем. Правящую партию быстро создали. Дабы особо не утруждаться, просто дали необходимые инструкции по управленческой вертикали. Наша смышленая бюрократия быстро и, конечно же, не бескорыстно откликнулась на почин. И вскоре страна получила то, что, в конечном счете, стало "Единой Россией".
Поскольку правящая партия должна ещё и побеждать на выборах, с обеспечением этой функции до недавнего времени успешно справлялась та же вертикаль, другими словами – известный всем административный ресурс.
В этой имитационной гонке не за сутью, а лишь за формальными признаками цивилизованного партстроительства мы подошли и к такому привычному иностранцам элементу, как Президент или Премьер, вскормленный и взращённый партией-победительницей.
Вот тут, что называется, неувязочка. По общепринятой хронологии наши правители ни в какие сроки "взрастания", даже если применить экстерн-технологии, не укладывались. Но для нашей дерзкой парттрадиции ничего невозможного нет. Под выборы к "Единой России" подстегивается лидер, но в неё не вступает. Парламентские выборы с таким мощным пристяжным выиграны, но не с ожидавшимся блеском. За что, кстати, несправившаяся вертикаль власти несет кадровые потери в лице серии снятых губернаторов.
А вот президентские выборы будущий Президент уже выигрывает лично, по существу отдалившись от правящей партии и предпочтя быстро испеченный Фронт, изображающий его уже общенациональным и надпартийным лидером.
Проштрафившуюся "Единую Россию" теперь отдают на поруки Премьеру, который будет воспитывать виновницу, но, опять же, по инструкциям босса. То есть Президента.
Круг замкнулся. Новая конфигурация властной верхушки образовалась без участия и тем более какого-либо вмешательства национальной партийной системы. Та выполнила роль статиста, хотя при нормальном раскладе могла бы сыграть партию первой скрипки и, естественным путем построив консенсус интересов общества, сформировать высшую власть. Но это пока не про нас.