Оксана Дмитриева: Мы не можем поддержать такой отчет Правительства, а что нужно делать изложено в нашем альтернативном бюджете
см. также ↓24 декабря на заседании Государственной Думы был рассмотрен отчет Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за девять месяцев 2010 года. С докладами к отчету выступили вице-премьер Александр Жуков глава и глава ЦБ России Сергей Игнатьев. Позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" представила член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева:
Уважаемые депутаты, нас призывали к конструктивной работе. Мне представляется, что для депутатов, представителей народа, площадка для конструктивного сотрудничества это Государственная Дума. Поэтому давайте сейчас конструктивно с цифрами и фактами обсудим отчет Правительства за три квартала.
Мы уже констатировали, что кризисный 2009 год наша страна прошла хуже всех из стран "большой двадцатки". У нас был самый высокий спад производства, самая высокая инфляция при самых высоких расходах удельных от ВВП на преодоление кризиса.
Как же мы прошли (уже практически прошли) первый посткризисный год, когда начался экономический рост?
Первое, что мы должны констатировать это исключительно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.
Обратимся к цифрам, коль у нас конструктивное обсуждение.
Цена на нефть выросла по сравнению с предыдущим годом на 30 процентов, медь (сентябрь к сентябрю) 24, алюминий (сентябрь к сентябрю) 17. Соответственно, долларовых миллиардеров у нас тоже рост в два раза.
При этом при среднем 30-процентном росте цен на сырье, а у нас сырьевая экономика, какой же у нас рост дохода бюджета? Рост доходов бюджета у нас 17 процентов, а экономический рост 3,6 процента. Следовательно, темпы роста в первый посткризисный год существенно ниже, чем темпы восстановления цен на сырье и чем те возможности, которые нам дает внешнеэкономическая конъюнктура, которая никак не зависит от действий нашего Правительства.
Далее. Мы выходим из кризиса еще более сырьевой страной, чем мы в него вошли. То есть у нас происходит деградация отраслевой структуры. Опять же обратимся к цифрам, к вашим цифрам и к Росстату. Обрабатывающая промышленность. После роста на настоящий момент по обрабатывающей промышленности мы составляем 90 процентов от уровня 2008 года. По строительству, в котором, я обращаю ваше внимание... Я вам не мешаю, уважаемые коллеги? Я могу потише.
По строительству. Спад в отрасли продолжается, и в 2010 году уровень 80 процентов от 2008 года. При этом добывающая промышленность – рост 3 процента по сравнению с 2008 годом. Как можно было вообще достичь таких результатов при такой внешнеэкономической сверхблагоприятной конъюнктуре?
Я думаю, первая причина Правительство понимает борьбу с кризисом как распределение субсидий и гарантий по ограниченному кругу предприятий. Причем большая часть бенефициариев, по вашему списку, вызывает большие вопросы. Так, из предоставленных гарантий выделена гарантия аптечным сетям "36,6", различным строительно-девелоперским холдингам СУ-155, "Пик", "Интеко" и так далее. Какие это, интересно, градообразующие или стратегические предприятия.
Но даже не это главное. Кризис и реструктуризация экономики преодолевается не распределением 40 млрд гарантий, 40 млрд субсидий или 28 млрд гарантий. Кризис преодолевается всей налоговой, курсовой, денежно-кредитной и бюджетной политикой. А вот этого как раз у Правительства нет ни в отчете, ни в докладах, ни в реальности. Никакого структурного сдвига в пользу инновационных отраслей нет и быть не может.
Давайте посмотрим: налоговое стимулирование. Есть налоговое стимулирование инновационных отраслей? Нет, конечно. Поскольку те меры, которые сделаны по "Сколково", пусть и правильные, но это меры для тех, кого пока еще нет. Поэтому, естественно, никакого инновационного сдвига за счет налоговых мер не может быть.
Теперь бюджетное финансирование модернизационных явлений, модернизационных мероприятий. Ну тут просто профанация. Даже в бюджете на программу по модернизации, которую должна определить комиссия, предполагалось выделить до 10 млрд рублей. Дальше просмотрим всю цепочку: по бюджетной росписи 4,2 млрд, то есть уже меньше половины из того гипотетического возможного, а реально выверено 746 млн.
Что такое 746 млн? Это одна десятитысячная от расходов бюджета. Вот это именно те наночастицы, о которых нам много говорят. Но от наночастиц есть и нано, соответственно, результат. А в целом уже называлась эта цифра исполнение по выделенным мерам на модернизацию, инновационное развитие 33 процента.
Далее. Стимулирование экономического роста, то есть стимулирование роста в целом в обрабатывающей промышленности, в экономике. Опять посмотрим: налоговое стимулирование. Кому были даны меры налогового стимулирования на 2010 год, кто их получил? Нефтяники по месторождениям Восточной Сибири, снижение НДПИ и возврат по НДС, по инвестициям. Опять это добывающая промышленность, которая, в общем, особенно не страдает и имеет сверхблагоприятную конъюнктуру. По обрабатывающей промышленности никаких мер не принято.
Стимулирование импорта замещения, на которое опять же живет наша обрабатывающая промышленность. Нет. А политика дорогого рубля привела к росту импорта. Опять же обратимся к цифрам из отчета Правительства: экспорт товаров сентябрь к сентябрю рост 13 процентов, импорт сентябрь к сентябрю 32 процента рост. Какое тут может быть импортозамещение и какой рост и реструктуризация в пользу обрабатывающих инновационных отраслей?
Дальше. Можно, конечно, рассматривать вот эти 10-тысячные от расходов бюджета, и так как они повлияли на обрабатывающую промышленность и на инновационные отрасли. Но в целом в условиях кризиса работает на преодоление кризиса весь бюджет, все его государственные расходы. Потому что именно государственные расходы объема подстегивают экономический рост.
Смотрим, каков был спрос со стороны государства. По доходам бюджета при принятии доходы недооценили, занизили, фактически, на 1 трлн 200 млрд рублей. Потом, уже в конце года, уточнили расходы на 300 млрд, и при этом недофинансирование будет уже по признанию Министра финансов около 200 млрд. То есть, фактически, опять происходит сжатие государственных расходов и сохранение Стабилизационного фонда, которое мы вкладываем в чужую экономику, хотя давно ясно, что сжатие государственных расходов, уменьшение дефицита бюджета не снижает инфляцию. Инфляция не от государственных расходов, а от роста тарифов.
Следующее посмотрим. Стимулирование инвестиционной активности. У нас вообще спад продолжается в строительстве: по сравнению с прошлым годом 99,2 процента. Мы предлагали для стимулирования инвестиций, для стимулирования строительства восстановление инвестиционной льготы по прибыли. Ее нет.
Бюджетные инвестиции, стимулируют строительство, реальные бюджетные инвестиции. Не взносы в уставный капитал, которые идут, фактически, в ту же банковскую систему на погашение банковских кредитов и расшивку в задолженности, а конкретные инвестиции под конкретную проектно-сметную документацию. Но этого же нет. И те доходы дополнительно, которые вдруг обнаруживаются, заранее не учитываются, их же не в конкретные стройки вкладывают. Наоборот, заместитель министра финансов тут нам говорит, что мы не можем вложить их в стройки, поскольку мы не успеем их освоить, вкладываем лишь в перечисление, во взносы в уставные капиталы, а это опять же в бумажную экономику. И отсюда у нас спад в строительстве.
Чем нам грозит такая ситуация? Чем она нам грозит, нашей стране, по большому счету. Накануне кризиса, обращаю ваше внимание, в 2008 году, только в 2008 году по ВВП наша страна достигла уровня 1990 года. Теперь мы по оценке Правительства преодолеем кризис к середине 2012 года. Таким образом, если весь мир развивается по траектории "рост кризис – рост", то мы развиваемся по траектории "застой кризис – застой". Это действительно угроза национальной безопасности и существования страны.
Мы не можем поддержать такой отчет, такую программу. А что нужно делать, изложено в нашем альтернативном бюджете.