Александр Терентьев добился ответа у Андрея Фурсенко на вопрос о том, нарушает ли закон о коммерциализации бюджетной сферы Конституцию
см. также ↓В рамках правительственного часа в Государственной Думе министр образования и науки Андрей Фурсенко ответил на вопрос, сформулированный председателем Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Алтайском крае, депутатом Государственной Думы Александром Терентьевым. Депутат прямо спросил министра – нарушает ли закон о коммерциализации бюджетной сферы Конституцию Российской Федерации и противоречит ли он закону "Об образовании"?
Андрей Фурсенко в обтекаемых формулировках попытался опровергнуть первую часть вопроса и фактически ушел от ответа на вторую часть вопроса Александра Терентьева. Публикуем стенограмму вопроса депутата и ответа министра.
Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Михайлович Миронов, выступая против закона о коммерциализации бюджетных учреждений, отметил, что закон нарушает сразу три статьи Конституции Российской Федерации. Может ли министр опровергнуть это утверждение?
Предполагает ли закон о коммерциализации бюджетных учреждений отмену статьи 5 закона "Об образовании", в которой утверждается приоритет воспитания всесторонне развитой личности, поскольку очевидно, что принятый закон и существующий закон взаимоисключают друг друга.
В соответствие со статьей 43 Конституции Российской Федерации в нашей стране гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего образования, среднего профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Это государственные социальные обязательства, от которых без изменения действующего Основного закона государство не может отказаться, так как Конституция Российской Федерации является законом прямого действия.
В соответствие с пунктом 3 статьи 5 закона Российской Федерации "Об образовании", в которую не вносились изменения федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений", государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а также бесплатного на конкурсной основе среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных стандартов.
При этом в соответствие с новыми федеральными государственными стандартами, которые вступают в силу с 2011 года, количество часов по обязательным общеобразовательным предметам сохранено прежним, соответствующим максимально возможному количеству аудиторных часов согласно санитарным правилам и нормам (2904 часа по начальной школе, например). Более того, предусмотрено расширение обязательной внеурочной работы с обучающимися.
Принятый федеральный закон никоим образом не ущемляет права граждан на получение бесплатного образования, гарантированного Конституцией Российской Федерации. Суть закона применительно к системе образования состоит в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. При этом для родителей и общественности повышается прозрачность расходования финансовых средств.
К сожалению, данный закон на этапе прохождения в Государственной Думе Российской Федерации был истолкован некоторыми гражданами заведомо неверно, что стало причиной проявляющегося недовольства. В результате многие родители, обеспокоенные судьбой своих детей, поверили информации о введении платного образования, которая не соответствует действительности.