Перевести продленку из локальной инициативы отдельных школ в статус общесистемной нормы с обязательным учетом потребностей семей предложила председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, первый заместитель руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Яна Лантратова. Соответствующее обращение она отправила на имя Министра просвещения РФ Сергея Кравцова.
"По действующему законодательству решение об организации продленки относится к компетенции образовательной организации и принимается с учетом мнения родителей. Необходимо закрепить на федеральном уровне, что каждая государственная школа при наличии подтвержденного родительского запроса и достаточных ресурсов обязана обеспечить возможность посещения ГПД, прежде всего, для обучающихся 1-4 классов, с перспективой расширения практики на 5-6 классы", – полагает депутат.
В качестве основы такого подхода она предлагает ввести обязательное ежегодное анкетирование родителей учащихся начальной школы как официальный инструмент выявления потребности в продленке. Проводить анкетирование, на ее взгляд, необходимо при приеме в первый класс и далее не реже одного раза в год в конце учебного года в бумажной или электронной форме. В него следует включить вопросы о потребности в продленном режиме, желаемом графике (по времени и частоте посещения), приоритетных видах деятельности и особенностях здоровья ребенка.
Кроме того, инициативой предусматривается установление порогового критерия, при достижении которого школа обязана организовать не менее одной группы продленного дня, либо предложить альтернативное решение.
По мнению Яны Лантратовой, целесообразно предусмотреть введение для школ обязательной самостоятельной оценки ресурсного обеспечения ГПД, а на ее основе и с учетом региональной практики разработать и утвердить несколько типовых моделей продленного режима: базовую (минимальный стандарт) с пребыванием ребенка до 16:30-17:00 с питанием, выполнением домашнего задания, прогулкой, и расширенную, предусматривающую работу до 18:00-19:00, расширенный набор спортивных, творческих и проектных программ, сочетание бюджетного финансирования с возможной частичной родительской платой за отдельные дополнительные услуги при обязательном установлении льгот для социально уязвимых категорий семей.
"Узнала от представителей родительского сообщества, что не во всех школах сейчас есть продленка. По закону ее организация является правом учебного заведения, но не обязанностью. И даже если соответствующий запрос от родителей есть, директор может ответить, что не хватает кабинетов, учителей и т.д. В результате сложилась ситуация, что в одной школе продленка есть, в другой – только для первоклассников, в третьей – до 15:00, а в четвертой – без нормального питания. И родители никак не могут на эту ситуацию повлиять. Конечно, это ненормально. Не все мамы могут забрать ребенка сразу после уроков, а без сопровождения взрослого, особенно в больших городах, он не сможет добраться домой. Все ли семьи могут позволить себе няню? Вопрос риторический", – заметила Яна Лантратова.