О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" об отчёте Правительства за 2024 год

26 марта 2025

 см. также ↓

26 марта в Государственной Думе состоялся отчет Правительства РФ о результатах его деятельности за 2024 год. Прозвучало выступление Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина. От фракции "СРЗП" вопросы задали Сергей Кабышев, Яна Лантратова и Валерий Гартунг, выступил Валерий Гартунг.

Сергей Кабышев:

- Уважаемый Михаил Владимирович, успешная реализация национальных целей, включая достижение технологического лидерства, требует изменения подходов в подготовке инженерных кадров. Как вы относитесь к тому, чтобы, с учётом роли инженерного образования и потребностей государства в таких специалистах, законодательно закрепить особенности подготовки инженерных кадров. В частности, в целях ранней профориентации предусмотреть обязательное создание инженерных классов в школах каждого региона, перейти на модель типовых образовательных программ инженерного дообразования с единым объёмом и содержанием как общеобразовательных, так не инженерных дисциплин и установить требования к практической подготовке в период всего обучения?

Спасибо.

Михаил Мишустин:

- Сергей Владимирович, полностью с вами согласен. Развитие инженерного образования – это важнейший приоритет. Потребность наших отраслей в квалифицированных инженерах посчитана. Вот я сегодня говорил в докладе, это было очень сложно сделать, но в ближайшие пять лет потребность – это полтора миллиона человек. Ну, как воспитать их? От этого просто напрямую зависит наш технологический и промышленный суверенитет.

Уже сегодня сделано достаточно многое, приняты стратегии развития 38 ведущих инженерных вузов. Но по вашим предложениям тоже идёт системная работа.

Первое – это обязательно инженерные классы. Уже вводится такая ранняя профориентация школьников. Я знаю цифру, в школах сейчас действует 3 тысячи 877 инженерных классов. Это Дмитрий Николаевич Чернышенко и Фалько в Валерий Николаевич ведут внимательно, сами за этим следят, мне еженедельно докладывают. А обязательность инженерных классов, она пока не нужна, потому что разная в регионах ситуация, в том числе с обеспеченностью оборудованием. Но типовые программы инженерного образования созданы, мы разрабатываем сейчас вообще единый стандарт инженерных программ, будет требование к знаниям, к умению.

Но что здесь очень важно – здесь очень важно соединить заказчика, предприятие, где, собственно говоря, инженер будет востребован, с непосредственным процессом подготовки и будущего обучения. И вот здесь очень важная работа по кластеризации такой работы. В рамках пилотного проекта сейчас мы делаем увеличение доли практической подготовки, чтобы постоянно предприятия взаимодействовали с детьми. В среднем у нас сейчас практическая подготовка увеличивается где-то на 15%, потому что одна теория была. И здесь я приглашаю всех вас к совместной работе, но ещё раз повторю, соединить того, кто будет инженера потом принимать на работу, с тем, кто его готовит, это важнейшая наша задача, такая платформизация.

Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Михаил Владимирович, цифровое мошенничество, особенно с использованием искусственного интеллекта – одна из самых острых проблем нашего общества. Количество преступлений увеличивается, ущерб превысил сотни миллиардов, схемы становятся всё более изощрёнными: профессиональные психологи в кол-центрах, дипфейки. Всё чаще жертвами становятся дети, пожилые люди. В Петербурге мальчик покончил с жизнью. Моя подруга чуть не потеряла сына, он ночью перевёл под руководством мамины деньги, запугивали, просто таял на глазах, еле спасли. Тут вопрос не о деньгах, а даже о жизнях детей. Госдума разрабатывает инициативы. Может быть, нам стоит рассмотреть вопрос об ужесточении уголовной ответственности за мошенничество с использованием искусственного интеллекта? Как Правительство планирует с этим бороться? И какие меры предусмотрены для защиты особенно уязвимых категорий граждан, таких как наши дети?

Спасибо вам.

Михаил Мишустин:

- Яна Валерьевна, абсолютно поддерживаю. Знаю, такая же позиция у Председателя Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина. Мошенничество с использованием искусственного интеллекта, с дипфейками – это без сомнений отягощающие обстоятельства. И то, что делает мошенник, он входит в доверие. Наш долг – людей защитить, поэтому абсолютно поддержим все предложения в этой сфере. У нас утверждена концепция государственной системы противодействия преступлениям, которые совершаются с помощью цифровых технологий. Дмитрий Юрьевич Григоренко, Максут Игоревич Шадаев – все с вами вместе очень-очень активно работали. Там 30 мер, ключевые – это, я напомню, запреты на использование... Коллеги, вот не знаю, я хочу обратиться к людям, ко всем, кто нас смотрит, пожалуйста, не принимайте никаких звонков, сообщений по иностранным мессенджерам от федеральных органов исполнительной власти. Госструктуры не работают с этими мессенджерами и с этими инструментами. И обязательная маркировка звонков от организаций введена с международных звонков, двухфакторная идентификация, это тоже очень важный элемент, для доступа как к личному кабинету на государственных услугах или в сервисах банков, возможности установить самозапрет, соответственно, на оформление, простите, сим-карты на себя, возможности установить запрет на телефонные спам-обзвоны, возможности использования биометрии для подтверждения личности, это всё те элементы из тридцати, которые были введены. И мы создаём такую специальную платформу, она позволит оперативно выявлять и блокировать подозрительные номера, сайты, приложения, счета. Это будет "одно окно" для взаимодействия госорганов, банков и правоохранительных органов. Наша правоохрана серьёзно этим занимается, МВД здесь огромную работу провело. И на портале государственных услуг скоро появится сервис, который позволит людям устанавливать такие самозапреты в очень удобном формате, объединит все системы самозапретов.

Я знаю, как Дмитрий Юрьевич Григоренко к этому относится, у нас многие, в том числе родственники, родные, страдают, об этом все говорят, поэтому мы здесь абсолютно союзники в том, чтобы сделать всё возможное, защитить наших людей от мошенников.

Спасибо.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Михаил Владимирович, три года назад в марте, когда ЦБ беспрецедентно поднял ключевую ставку, вы нашли решение, выпустили 393-е постановление Правительства, поддержали стратегические предприятия, тем самым обеспечили расширение предложения товаров и услуг на рынках, и это привело к снижению инфляции. Сейчас мы столкнулись с тем же самым вызовом, такое же беспрецедентное повышение ключевой ставки, но теперь уже очень длительное время. Многие отрасли, которые обеспечивают обороноспособность, технологический суверенитет страны, они оказались в тяжёлой ситуации, особенно предприятия, на которых доля гособоронзаказа меньше. Вот видите ли вы эту проблему сейчас и как вы её собираетесь решать? Как вы планируете нивелировать последствия вот этого резкого скачка ставки? Спасибо.

Михаил Мишустин:

- Валерий Карлович, спасибо. Без сомнения, то, что нам макроэкономическая ситуация позволяет, будет решено. Я имею в виду расходы и приоритизация направлений, связанных с наукоемкими отраслями, которые требуют и сложного оборудования, высококлассного сырья и материалов, и комплексной инженерной подготовки и поддержки, это всё целый комплекс расходов на эти направления.

Мы в постоянном режиме проводим оценку, сколько чего понадобится. С 2025 года, напомню, запущено восемь новых национальных проектов технологического лидерства. Они все ключевые сферы технологического и промышленного суверенитета охватывают, плюс девятый – "Биоэкономика", я сказал, он в процессе подготовки. Но первоочередная наша задача – это доказательство эффективности, в том числе коммерческой эффективности каждой технологии, в том числе коммерческой. То есть, в том числе, и последующего формирования, внутреннее, через цепочки наших производителей высокого передала нового рынка, если хотите, целых новых высокотехнологичных отраслей.

На поддержку национальных проектов технологического лидерства у нас предусмотрено 1,4 триллиона рублей, это до 2027 года на трёхлетке. Так, Антон Германович? Да, это трёхлетка, только трёхлетка. Естественно, ещё раз, если макроэкономическая рамка позволит больше, это приоритет, мы, конечно, сделаем увеличение всех программ.

Также предусмотрели другие общесистемные и отраслевые меры, это СПИК, это СЗПК, это Фонды развития промышленности, это промышленная ипотека, это кластерная инвестиционная платформа и так далее. Но, кроме всего того, надеюсь, что меня здесь все поддержат, нам необходимо создать условия для поддержки частных инвестиций в новые технологии. Я, если не ушёл Шохин, прямо обращаюсь к членам РСПП, к коллегам ко всем, пожалуйста, частные инвестиции – это в первую очередь даже не только деньги, это квалифицированные заказчики, внимательные, профессиональные собственники, которые будут следить за тем, чтобы все вложенные инвестиции возвращались в соответствии с их планами развития, в том числе технологий и эффективного производства стимулирования. И государство, и бизнес совместными усилиями должны направить развитие отраслей, исходя из всех стратегических целей страны. Национальные цели развития декомпозировать на работу всех – федеральных органов исполнительной власти, трудовых коллективов промышленников, предпринимателей. Вот как-то так. Спасибо.

Валерий Гартунг (выступление от фракции):

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!

Перед выступлением стою и думаю: а что же такое должно случиться, чтобы мы начали заниматься решением наших задач. Вот должны были сначала нам 28 тысяч санкций предъявить, а потом мы начали выполнять задачи, которые перед нами стоят. Ну, вот такая мы страна. А что мы будем делать, когда не будет санкций?

Коллеги, конечно же, Правительство – молодцы, что тут сказать, два года подряд рост экономики 4,1%, причём в жесточайших условиях. Но подчёркиваю, наверное, такая у нас национальная особенность. Но нет предела совершенству. Напомню, что с 1999 по 2008 год российская экономика росла в среднем на 6,5% в год, а Китай на протяжении 40 лет уже такими темпами растёт. Так что у нас есть, куда стремиться.

Да, и, кстати, у нас есть такой потенциал, России, дальше по 4% в год и больше? Конечно, есть. Михаил Владимирович вот сказал. Пожалуйста, у нас же основной прирост за эти два года это же как раз дал кто – высокотехнологичные отрасли, которые как раз обеспечили обороноспособность, технологический суверенитет и импортозамещение. Эти отрасли, вот машиностроение, плюс 20%. Если мы в таком темпе будем работать, мы и 4, и больше даже, и 4, и 5, и 6% можем в следующие годы показать. Но возможно ли это при ключевой ставке 21%? Невозможно.

Вот и получается, что у нас как бы два таких течения столкнулись. С одной стороны, Правительство правильно делает, пытается разогревать экономику, потому что мы ведём специальную военную операцию. Нам противостоит альянс стран, у которых ВВП во много раз больше нашего, и нам, естественно, нужен рост экономики более высокий, чем у них. Иначе мы не решим задачу обеспечения своего суверенитета. Мы вынуждены это делать. Поэтому что, на мой взгляд, нужно сделать сейчас, и я перейду уже к нашим предложениям.

Прежде всего, конечно же, нужно использовать тот опыт, который был положительным. Я приводил пример – три года назад 393 постановление Правительства вовремя разрядило ситуацию. И вы помните, к лету у нас упали цены и, соответственно, ключевая ставка. И сразу пошёл рост производства, серьёзный рост производства. Никто не предлагает сейчас в таком же объёме помогать предприятиям, да в этом и нет необходимости. Вы помогите тем, кто в это время вложил в расширение производств, например, трёх-пятилетнюю прибыль. Вот им помогите. Потому что именно сейчас они в самой трудной ситуации. И получается у нас, по логике Центрального банка, тот, кто без кредитов – тот молодец. А тот, кто набрал кредитов и обеспечил технологический суверенитет и обороноспособность страны – они не молодцы. Может быть, мы подумаем, к чему мы ведём-то, вообще-то? Поэтому здесь, мне кажется, эта проблема, она осталась, и её надо решать.

Дальше. Где взять деньги на всё это? Ну, давайте посмотрим. Закупки у взаимозависимых лиц. До того, как у нас была открыта эта информация, 30 трлн рублей в год. Счётная палата провела исследования. То есть, если в закупках участвует более пяти компаний, соответственно, цены падают. До 20% могут падать цены. А если нет конкуренции, ну, пожалуйста, посчитайте от 30 трлн 20%. Это шесть трлн рублей просто мы выбрасываем. Шесть трлн – это вообще-то, на минутку, 3% ВВП. Вот вам, пожалуйста. А куда эти шесть трлн ложатся? Они в цены товаров и услуг. Получается, что мы добились темпов роста экономики, повышения заработной платы и роста цен. За счёт чего? За счёт того, что у нас естественные монополии просто вложили все эти свои, мягко говоря, неэффективные расходы, а я так назову, что это воровство, в ценах товаров и услуг. Надо с этим бороться, давайте что-то с этим делать.

Дальше. И, кстати, если, я понимаю, Эльвира Сахипзадовна всё правильно делает, что в конкурентной экономике баланс спроса и предложения регулирует ключевая ставка, но это в конкурентной. А в монопольной экономике? Как вы монополию заставите снизить цены? Она просто снижает объём товаров и услуг и повышает цены, и получает тот же кэш-флоу, всё. Как вы собираетесь ключевой ставкой этот вопрос решать? Поэтому два прямо противоположных процесса, и с этим что-то нужно делать.

Дальше. Теперь я по социальной проблематике пройдусь. У нас есть определённые предложения. Ну, например, по трудовым мигрантам повторяться не буду. Все сказали, это консолидированная позиция в зале. Приехал, поработал, контракт закончился, уехал, и никаких семей и тем более никакой раздачи бесплатного жилья семьям мигрантов, у нас своих бездомных полно, давайте им будем это жильё давать, в конце-то концов, что это такое. Это вызывает серьёзное социальное напряжение, народ просто, ну, бунтует, посмотрите, что пишут. Я не знаю, мне и не только мне, всем пишут про это.

Дальше. Меры удерживания цен на основные продукты. Да, прекрасно поработал наш АПК, прекрасный урожай, но почему у селян нет денег, чтобы купить тракторы и комбайны, объясните мне, пожалуйста. Мы проанализировали ситуацию. Да, у нас зерновые трейдеры молодцы. Эльвира Сахипзадовна говорит, что у нас сельское хозяйство здорово заработало, а давайте посмотрим, где деньги. Они у нескольких компаний, которые на экспорт зерно продают. А у селян? А у селян шаром покати, у них не на что купить комбайны. Мы произвели комбайны, никто не покупает. Проблема? Проблема. Давайте её решать. Инструменты, как её решать, они есть. Молодцы и Денис Валентинович (Мантуров, Первый заместитель Председателя Правительства – Прим. ред.), и Министерство промышленности, они создали целую гамму инструментов и поддержки высокотехнологичных отраслей, молодцы. Но надо расширять эти объёмы, именно тот, кто тащит, тому и надо помогать.

Дальше. Социальное расслоение. Да, мы ввели прогрессивную шкалу. Было 13, 15, сейчас 22% прогрессивная шкала НДФЛ. Но на дивиденды её не распространяем, как платили 15, так и платят, а это основные, вообще-то, доходы.

Миллиардеры-то у нас заработную плату не получают, они получают дивиденды и платят с них 15%, так на минутку, а 22% все остальные платят. Справедливо это? Нет, несправедливо. Есть у нас это социальное расслоение? Да. Получается, что доходы у нас часть получает, а повышение цен получают все. Ну, что это такое? Надо что-то с этим делать. Давайте с этим будем разбираться.

Какое решение? Давайте распространим шкалу и на дивиденды, но при этом бизнесу дадим льготу инвестиционную. Те компании, если мы не можем им денег дать и компенсировать рост ставки, давайте им хотя бы льготу по налогу дадим, по налогу на прибыль, увеличим эту инвестиционную льготу. Да, она у нас есть, я согласен, она работает, но её мало, её нужно больше давать, тогда будет стимул у бизнеса вкладывать деньги в развитие производства. Если бизнес слышит, я думаю, они меня поддержат. Если ты выводишь деньги из бизнеса, заплати. И 22 и 35% могут заплатить, а вот если ты вкладываешь деньги в развитие бизнеса, почему ты платишь 25% налог на прибыль? Почему? Не надо платить. А вот когда выводишь, тогда плати по полной.

Дальше. Конечно, кто бенефициары вот этого повышения ключевой ставки? Финансовый сектор. Ну, молодцы. Я понимаю, конечно, регулятор заботится о тех, кого регулирует, 3,5-4 трлн рублей. Если они такие молодцы, так хорошо работают, давайте мы вернёмся к старой шкале, когда у нас, помните, в начале 2000-х, по-моему, у нас ставка была для банков 35%. Давайте вернемся к этому вопросу. Давайте мы обсудим его. Почему нет?

Дальше, по жилью. Жилищный сектор, строительный сектор, да, молодцы, разогнали строительство за счёт льготной ипотеки. Сколько мы на льготную ипотеку примерно сейчас на обслуживание тратим? 1,3 трлн рублей. А сколько мы на промипотеку? Михаил Владимирович, я записал цифру, 37 млрд. То есть сопоставляйте, промипотека – это расширение предложения товаров и услуг, а жилищная ипотека – это разогревание спроса. Что значит, если мы больше спрос разогреваем, чем предложение? К чему ведёт? К росту цен. Жильё стало более доступным? Не стало. Цены выросли. Что нужно делать? Нужно расширять финансирование промипотеки, такая программа у Минпромторга есть, дайте им денег, они готовы, они будут субсидировать ставки. И у нас предложение товаров и услуг будет расширяться. При расширении предложения товаров и услуг что происходит? Снижение цен. И всё, и сразу ставка пойдёт вниз. Должны быть согласованные действия Правительства и Центрального банка.

Да, и ещё про жильё. А почему у нас всё время только ипотека? А почему мы социальное наёмное жильё не развиваем? Многим непосильна эта ипотека, это вообще ярмо на всю жизнь, они из неё выпутаться не могут, и плохо это заканчивается.

Дальше. Финансирование образования. Не буду повторять, 7% от ВВП, нужно в два раза больше, чем сейчас.

Тарифы естественных монополий, ну они растут, нужно с этим что-то делать, я уже сказал. Давайте будем контролировать закупки, Счётная палата, у них полный инструментарий есть на самом деле. Мы им давали задание там по "Почте России", например, провести проверку. Ждём, они доложат нам, мы посмотрим. Потому им дали сейчас право монопольно развозить, раздавать пенсии, доставку пенсий. Посмотрим, помогло, не помогло.

Дальше. Ну и, конечно же, поддержка участников СВО. У нас инициатива по предоставлению земельных участков и, конечно, обеспечению жильём пенсионеров, военных пенсионеров.

И последнее – экология. Очистка Волги, Байкал, ну это вообще же провалились все эти проекты, что-то с этим надо делать. А система сбора и переработки твёрдых бытовых отходов – тоже провальная система, поэтому вот это моменты, над которыми нужно поработать.

А так, конечно, мы поддерживаем наше Правительство и готовы проголосовать за отчёт Правительства. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International