20 марта Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 392488-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о переносе срока вступления в силу отдельных требований закона). С докладом выступил первый заместитель руководителя фракции "СРЗП" Дмитрий Гусев:
- Уважаемые коллеги, речь идёт о законе о такси. Напомню, что с 1 сентября прошлого года вступил в силу закон о такси. Значит, что мы хотели добиться этим законом?
Первое. Повысить безопасность и комфорт пассажиров.
Второе. Легализовать, упорядочить, вывести из тени рынок такси, ну и, наконец, собрать налоги. Что мы получили? Мы в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" сделали анализ правоприменительной практики этого закона за последние полгода. И вот, что у нас вышло.
На чем строился этот закон о такси? На советском законе, чтобы все работало, как в таксопарках. То есть такси утром выходят в рейс, делается техосмотр, медосмотр водителя, и всё работает.
Но у нас рынок такси устроен по-другому. У нас около 80 тысяч машин работают в так называемых таксопарках. А еще два с половиной миллиона человек ездят в такси просто подбомбить. Они работают по два-три часа в день. На них был рассчитан этот закон.
Но что мы получили? Значит, у нас создана электронная система регистрации такси. Так вот, из 80 тысяч машин, которые работают в таксопарках, почти все зарегистрировались. То есть на них закон сработал. И они проходят техосмотры, они проходят медосмотры, у них машины застрахованы, у них всё нормально.
А вот из двух с половиной миллионов человек самозанятых, которые утром и вечером на два часа зарабатывают себе на жизнь, знаете, сколько зарегистрировалось? 5 600 человек. Меньше 0,2%. То есть всё то, над чем мы работали, псу под хвост. То есть эти люди ушли в тень. Вы думаете, они перестали подвозить людей? Да нет, конечно. Просто сейчас мы этих людей ищем не в Яндекс такси, а ищем в каких-то чатах, телеграммах и так далее. Платят они налоги? Нет. Мы посчитали, около 30 млрд налогов недоплачено за этот год будет. 30 млрд мы теряем. То есть люди ушли в тень, упала безопасность.
В январе в Белгородской области арестована банда, которая крышевала таксистов. У нас когда такое было? Банды крышуют таксистов! Да потому что они работают нелегально. Поэтому и появились те, кто их крышует. Вот чего мы добились этим законом о такси.
Ну и самое главное, на 25% выросли цены, а в часы пик в два, в четыре раза, время ожидания выросло в два-три раза, значит, про налоги я уже сказал, про криминал я сказал, а чего мы ждём? Что предлагается сделать?
Первое. Ввести мораторий на вот эти положения закона о такси, которые касаются самозанятых. То есть, если у нас отрасль устроена вот таким двояким образом, давайте по-разному это регулировать. Те, кто работает полный день, работает с этими таксопарками, ну, так пусть они и работают по этим законам. А те, кто самозанятый, для кого мы и делали этот закон, те, кто на два-три часа выходят немножко подзаработать для своей семьи, давайте регулировать по-другому.
Но пока мы пишем это отдельное регулирование для самозанятых, нам нужно объявить мораторий на вот эти самые положения, которые эти самозанятые никогда не смогут выполнить, никогда. В малых и средних городах этих самозанятых 80-90%, понимаете? Они никогда не будут красить машины в один цвет, они никогда не будут утром проходить техосмотр, не будут проходить медосмотр и они не сделали страховку. Из 600 этих машин, которые в налоговой зарегистрированы как оказывающие услуги такси, только 190 тысяч застрахованных, около 30%.
Поэтому предлагаю поддержать введение моратория на некоторые положения закона о такси, за это время до конца года разработать отдельное регулирование по работающим в такси для самозанятых, и тогда понизится цена поездки, снизится время ожидания, и такси вновь будет безопасным, комфортным и, самое главное, легальным.
Спасибо большое, надеюсь на поддержку этого законопроекта.