Сегодня в рамках правительственного часа, состоявшегося на очередной сессии Законодательного Собрания Вологодской области, посвященному реализации на территории региона мусорной реформы, позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" обозначил её руководитель Виктор Леухин:
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассматриваем одну из актуальных тем для региона под названием мусорная реформа. С момента реализации проекта прошло пять лет, а, значит, можно сравнить, как регион управлялся с коммунальными отходами до реформы и после.
Вначале, как было. В дореформенный период была выстроена четкая система управления, к которой у населения вопросов, как правило, не возникало. Напомню, тогдашняя стоимость услуг составляла 1 руб. 70 коп. за квадратный метр. Семья из трёх человек, проживающая на площади 60 кв. м. платила за вывоз мусора 90 рублей. Эти услуги были включены в содержание жилья. Особо подчеркну, что в то время существовала конкуренция. За право осуществлять услуги по вывозу твердых коммунальных отходов боролись более 20 частников. Они не только вывозили отходы, но и закупали и устанавливали мусорные баки, а также содержали контейнерные площадки во дворах.
Теперь посмотрим, как стало. С 1 января 2019 года по всей стране заработала новая система обращения с отходами. Регионам в принудительном порядке предоставили право выбора на проведение мусорной реформы. Наша область, как водится, оказалась впереди планеты всей. В итоге, регион вошёл в реформу в спешке, которая до добра никогда не доводила. С высоких трибун нас пытались убедить в том, что по ходу реализации мусорной реформы тарифы на услугу постепенно снизятся, мусор будут рассортировывать, несанкционированные свалки ликвидируют, построят заводы по переработке и сортировке отходов, а полигоны коммунальных отходов приведут в надлежащее состояние.
Но уже первые шаги реформаторов заставили граждан усомниться в правдивости тех заверений. Реформа в Вологодской области началась с создания двух региональных операторов, которые поделили область и фактически монополизировали мусорный бизнес. Услуга по вывозу ТКО была выведена из содержания жилья. Претерпел изменение и расчет этой услуги, где за базис был взят жилец, а не квадратный метр. Далее, наши реформаторы вывели мусорный норматив – 7,2 литра в день на человека. В итоге, стоимость ежемесячной услуги по вывозу ТКО стала составлять 140 руб. на человека. Но после вмешательства прокуратуры стоимость этих услуг снизилась до 114 рублей с человека.
И та же семья из трёх человек, проживающая в квартире площадью 60 кв. м., стала платить за мусор не 90 рублей, а уже 420 рублей, то есть почти в пять раз больше. При этом, особых перемен к лучшему люди не увидели. Напротив, ситуация оставляла желать лучшего...
Не менее странная ситуация возникла с мусором в сельской местности. В дореформенный период мусор вывозился по факту. В среднем для жителей одного поселения численностью в одну тысячу человек вывоз мусора обходился в две тысячи руб. После введения новой системы расчета сельские поселения обязали платить по мусорным счетам в 55 раз выше, чем прежде. Параллельно возник вопрос по контейнерам. До реформы, напомню, большая часть мусорных баков принадлежала конкурирующим между собой частникам. После того, как новоявленные региональные операторы перестали нуждаться в их услугах, те увезли контейнеры из дворов. Вологда оказалась на шаг от мусорного коллапса.
Был выбран наиболее легкий путь: приобрести недостающие контейнеры за счет областного бюджета. На закупку контейнеров, содержание мусорных площадок, не считая компенсации за мусор льготникам, стало уходить, по нашим данным, более миллиарда рублей в год!
Что примечательно, в дореформенный период из бюджета на мусорные дела средства не выделялись. И еще один момент. Если в дореформенный период вывозился организациями весь мусор, то сейчас только твердые бытовые отходы, а строительный мусор вывозится за счёт управляющих компаний.
А ещё люди не могут взять в толк, почему при пятикратном увеличении тарифов на вывоз ТКО региональные операторы пребывают в предбанкротном состоянии – денег-то они стали получать в пять раз больше. Помнится, в начале реформы с высокой трибуны нас уверяли в том, что разницу от повышения тарифов на мусор пустят на строительство заводов по сортировке и переработке отходов, обустройство полигонов, демонстрировали план – графики по строительству и обустройству этих объектов, где фигурировал, помнится, 2022 год. Пять лет прошло. Где всё это?
Или вот ещё. Если в прежнее время вопросами вывоза и утилизации коммунальных отходов занималась одна структура, то с наступлением реформы эти функции были распределены между несколькими организациями. Чтобы было понятно, о чем речь, перечислю всех поименно. Установлением тарифов ведает департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области. Нормативами и своевременным вывозом ТКО занимается областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. За содержание этих площадок в целом несут ответственность органы местного самоуправления и управляющие компании. Правильностью начисления платы ведает Государственная жилищная инспекция области. За вывоз строительного мусора отвечают управляющие компании. За вывоз бытовых отходов, изготовление квитанций и взимание платы с населения – региональные операторы. Месторасположением мусорных площадок занимаются органы местного самоуправления.
И получилось, как в той пословице: "у семи нянек дитя без глазу". В результате такого разделения в регионе возникали скандалы с завышением нормативов, двойными начислениями, ростом тарифов и задолженностью, предбанкротным состоянием региональных операторов.
С самого начала реформы фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в ЗСО, указывая на печальные последствия столь спешного решения, критиковала мусорную реформу и предлагала повременить с ее спешным введением и как следует подготовиться, продумав каждую мелочь. Также мы предлагали конкретные мероприятия – все они были опубликованы в СМИ и зафиксированы в интернете. Но к нашим предложениям в то время никто не прислушался.
Пять лет уже прошло, но ничего положительного мы не видим. И сегодня нас опять пытаются убедить в успешном ходе мусорной реформы, рассказывая об очередных мероприятиях. Хотелось бы услышать по каждому мероприятию конкретные сроки и ответственных лиц. И чтобы каждый житель Вологодской области мог ознакомиться с этим документом.
Обновленный состав областного правительства пытается взять под контроль ход мусорной реформы, которая идет с большим скрипом. А могло бы быть иначе, если бы прислушались к предложениям нашей фракции. Напомню, что мы тогда предлагали.
В чем суть мусорной реформы. Суть в том, чтобы, во-первых, ввести раздельный сбор отходов. Во-вторых, организовать мусоросортировочные заводы в каждом муниципалитете. В-третьих, поставить мусороперерабатывающие заводы в крупных городах. В-четвертых, ликвидировать несанкционированные свалки и обустроить новые полигоны.
Мы предлагали все эти мероприятия провести за государственный счет с последующей передачей в концессию частным компаниям. До реализации этих мероприятий не трогать существующую систему обращения с ТКО. И это бы позволило не тянуть деньги с бюджета и резко не повышать тарифы для населения. Тогда бы мусорная реформа не вызвала столько негатива у наших граждан.
Сегодня мы находимся в иных реалиях, и реку вспять не повернуть. Мы предлагаем:
1. Назначить единый исполнительный орган власти ответственным по обращению с твердыми коммунальными услугами и обязать его разрабатывать все мероприятия, связанные с ТКО.
2. Убрать из функций региональных операторов сбор и транспортировку бытовых отходов и создать на этом рынке прежнюю здоровую конкуренцию.
3. Предприятия по сортировке и переработке мусора и обустройству мусорных полигонов должны быть преимущественно государственными с последующей передачей их в концессию частным организациям.
4. Полигоны и сортировку имеет смысл оставить в большинстве муниципальных образований, а переработку сделать в крупных городах.
Не лишним будет добавить, что сегодня у наших крупных предприятий имеется возможность утилизировать мусор. Например, Северсталь в Череповце и Вологодский подшипниковый завод в своих печах полностью утилизируют собственные отходы производства. И пока мы ждем обещанных заводов по утилизации мусора, сейчас имеет смысл наладить с ними сотрудничество в этом направлении. Ведь за счет привлечения предприятий к этой коммунальной теме можно сэкономить и время, и деньги.
Все эти меры могут привести к снижению тарифов и затрат на приобретение контейнеров, содержание мусорных площадок, и в конечном итоге снизят социальную напряженность, и сэкономит те сотни миллионов бюджетных рублей, которые запланированы на закупку мусорных контейнеров и обустройство площадок.