О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Яна Лантратова об образовании в РФ и о сотрудничестве в этой сфере со странами СНГ

14 ноября 2023

 см. также ↓

14 ноября на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением от фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступила Яна Лантратова:

- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Моя глобальная мечта заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего гармоничного и безопасного развития каждого ребенка, проживающего в России. И сейчас я бы хотела поговорить о тех, кому предстоит воплощать эту мечту в реальность, о наших детях, молодежи и их образовании.

В силу новых геополитических реалий мы осознали, что для того, чтобы сохранить нашу страну и двигаться вперед, нам нужен серьезный уровень образования, грамотные специалисты и без учителей здесь государству не обойтись.

Николай Сергеевич Трубецкой (русский лингвист, философ, публицист, этнограф и историк – Прим. ред.) утверждал, что познать смысл жизни и свое место и предназначение человек способен только лишь изучив культуру и историю своего народа. Все мы осознаем, что российская система образования должна передавать наши русские российские традиционные ценности детям, а основной ценностный вектор, в котором нам предстоит двигаться, заложен в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Все мы хотим, чтобы наши дети однажды стали взрослыми, которые хотят создать крепкую семью, служить своему Отечеству, стремятся к созидательному труду и сохранению исторической памяти. И историческая миссия отечественного образования всегда состояла в воспитании гражданственности, патриотизма и ответственности перед своей страной. Всё ли в нашей системе образования сейчас способствует достижению этого идеала? К сожалению, не всё.

Я сразу же хочу сказать, я не про огульную критику. Очень много удалось сделать после начала СВО. Мы ушли от понятия «образовательная услуга» в законе «Об образовании...», вернули школе воспитательные функции, мы приняли закон о возращении трудового воспитания, едином образовательном пространстве, но сделать нужно ещё больше.

Прежде всего, хочу обратить внимание на Всероссийскую олимпиаду школьников. Одной из важных целей Всероссийской олимпиады является поиск талантливых детей, которые в будущем могут стать интеллектуальной опорой нашего общества. Однако беспокойство вызывает смысловое наполнение олимпиад по гуманитарным предметам, в особенности по обществознанию. Фактически для успешного выполнения заданий по олимпиаде по обществознанию школьникам достаточно изучить классику западной и европейской мысли, но за бортом зачастую остаётся бесценная сокровищница русской мысли. В процессе подготовки наши талантливые и умные ребята, как правило, сталкиваются с популярными раскрученными западными мыслителями, что, безусловно, важно, но в результате они знают о трудах Шпенглера и Тойнби куда больше, чем о наследии Николая Яковлевича Данилевского или Константина Николаевича Леонтьева. И тогда в сознании молодёжи формируется ложный образ вторичности русской мысли, некого догоняющего развития. А ведь именно наши соотечественники – Данилевский, Леонтьев – стали первопроходцами в области цивилизационной теории, открыв европейцам глаза на то, что существуют иные цивилизации, помимо романо-германской, и это лишь один из примеров.

Мною были проанализированы те тексты, которые предлагались ребятам в 2022 и в 2023 годах в рамках заключительного этапа олимпиады по обществознанию. Только один текст принадлежал перу отечественного автора, современного мыслителя, который является приверженцем трансгуманистической идеологии, так называемого цифрового бессмертия. Полагаю, что говорить о воспитании патриотизма и исторической памяти среди нашей интеллектуально одарённой молодёжи в таких условиях не приходится. А ведь олимпиада по обществознанию – одна из самых популярных, её победители поступают в лучшие вузы страны, и потом станут нашей интеллектуальной элитой. Поэтому я убеждена, что нам предстоит большая работа по изменению содержания олимпиады, заданий по обществознанию и другим предметам. Необходимо выстраивать их таким образом, чтобы для успешной сдачи в первую очередь требовалось знание нашего отечественного интеллектуального наследия, работ выдающихся русских и российских философов, социологов, экономистов, и это станет первым, но очень важным шагом к тому, чтобы изучение социальных наук раскрывало и развивало нашу цивилизационную идентичность. Это не значит, что не нужно изучать зарубежных, но в первую очередь наше интеллектуальное наследие.

Напомню, что всероссийская олимпиада школьников – это наследница всесоюзной олимпиады школьников по математике, в которой с удовольствием принимали участие ребята со всего СССР. Это мероприятие выступало площадкой не только для интеллектуального состязания, но и для возможности общения талантливых ребят. Поэтому совместно с руководителем фракции «СРЗП» Сергеем Михайловичем Мироновым мы считаем необходимым организацию и проведение евразийской олимпиады школьников, в которой могут принять участие ребята из стран – участниц СНГ. Для победителей должно быть предоставлено право без экзаменов поступать на бюджетные места в разные вузы. Талантливые ребята из стран СНГ смогут учиться в российских вузах, а наши ребята смогут обучаться в вузах стран СНГ.

Однако мы столкнулись с тем, что в настоящий момент учреждение такой олимпиады в предложенном формате, по словам МИД, «невозможно в связи с отсутствием общеобразовательного трека в многостороннем сотрудничестве в рамках СНГ и ЕАЭС», а ведь именно школьное образование формирует человека как личность, закладывает основы его мировоззрения и цивилизационного кода.

Отказываясь от сотрудничества со странами в сфере общего образования, мы создаем потенциал для формирования новых антиРоссий. Та трагедия, которая случилась с братским народом Украины, стала итогом многолетней деятельности западных образовательных фондов, систематической работы со школьниками Украины, воспитание их в духе враждебности ко всему русскому, к нашему общему историческому наследию.

Считаю, что организация такой евразийской олимпиады станет первым шагом к выстраиванию сотрудничества в сфере общего образования между нашими странами. Без единого образовательного кода мы обречены на ухудшение отношений между странами, особенно, когда уйдут те, кто воспитывался в общей системе образования.

И, наконец, хотелось бы напомнить, что летом была опубликована и вызвала большое волнение родительского сообщества новая версия кодификатора ЕГЭ по литературе. Родители обеспокоены тем, что для сдачи ЕГЭ в 2024 году школьникам теперь не потребуются обязательное знание древнерусской литературы и классических авторов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других. Правда, по словам Рособрнадзора, всё-таки русская классика, изучаемая в 5-9 классе, будет включена при сдаче ЕГЭ, но не весь объём литературы XVIII-XIX века, а в основном будет упор на изучаемую в 10 и 11 классе литературу, а знание более ранних произведений школьники могут по желанию использовать в творческих заданиях, то есть носят добровольный характер. Но это не обязательное требование, и, значит, говорить о серьёзной проверке знаний в этом случае нельзя, не все сдавали в 9 классе ОГЭ по литературе, и многие ребята могут либо не знать авторов, либо знать их фоново. Отрадно, что учительское и родительское сообщество понимает важность изучения детьми таких произведений, которые являются вершиной классической литературы.

Уважаемые коллеги, поэтому фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» считает, что необходимо закрепить в ст. 59 закона «Об образовании», что итоговая аттестация учащихся, завершающих 11 класс, должна осуществляться на основании всего материала, который изучают дети за одиннадцать лет, тем самым исключение каких-то классических произведений станет невозможным.

Второе. Ключевые принципы организации всероссийских олимпиад и также перечни олимпиад должны быть закреплены в законе «Об образовании». И я предлагаю с коллегами, кто захочет, создать рабочую группу, в рамках которой будут разработаны предложения по совершенствованию организации олимпиадных заданий.

И третье. Предлагаем проработать в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ вопрос о сотрудничестве в сфере общего образования и организации Евразийской олимпиады школьников. Спасибо большое.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International