27 сентября в Государственной Думе на правительственном часе по теме "О реализации молодежной политики в Российской Федерации и мерах по обеспечению нравственного и патриотического воспитания молодого поколения" с докладом выступила руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова, Сергей Кабышев, Александр Аксененко, выступила Яна Лантратова.
Яна Лантратова:
- Ксения Денисовна, серьёзная проблема: травля – кибербуллинг, в том числе в образовательных учреждения, с которой сталкиваются 55% детей и 70% педагогов. Травля – одна из наиболее частых причин подростковых суицидов и нам, конечно, нужна государственная программа профилактики деструктивных явлений, но для этого нам нужно принятие рамочного закона, понятие, что такое травля, какие субъекты травли есть, чтобы были основания. Мы готовим парламентские слушания с Комитетом по молодёжной политике и Комитетом по просвещению. Поддержите ли вы данную инициативу? Готовы подключиться к этой работе? Спасибо большое.
Ксения Разуваева:
- Я хочу сказать, что тема травли, буллинга, как до этого говорил в своем выступлении Артем Павлович (Метлев, председатель Комитета по молодежной политике – Прим. ред.), на самом деле тема, которая волнует не только взрослых, но и часто слышим подобную обратную связь от детей. Очень много по этому поводу поступает запросов. Я позволю себе отметить, что мы вместе с профильными ведомствами, в том числе с силовыми структурами, реализуем комплекс мер по профилактике деструктивных проявлений. Мы, помимо того, что обучаем специалистов в сфере молодежной политики, занимаемся в том числе и блокировкой. У нас конкретно по травле из того объема, который я называла, порядка 500 блокировок были связаны именно с кибербуллингом, такое явление тоже сегодня есть. Также и ваш проект "Дети в интернете", с которым вы выступали не так давно на нашем семинаре, спасибо вам тоже большое за персональное участие.
В общем, эта тема нам кажется на 100% актуальной, очень важной, требующей отдельного внимания. Со своей стороны, если опять-таки вы, уже тем более такая рабочая группа, я так поняла, у вас существует с профильными ведомствами, мы, конечно же, со своей стороны просто не можем не включиться в эту работу. Обязательно это сделаем. Спасибо.
Сергей Кабышев:
- Мой вопрос про качество воспитательной работы. Наши избиратели, родители, педагогическое сообщество отмечают имеющийся дефицит квалифицированных кадров для организации воспитательной работы, а также изъяны и пробелы в освоении методик воспитания. Какие вами принимаются меры по совершенствованию подготовки кадров для воспитательной работы? Спасибо.
Ксения Разуваева:
- Сергей Владимирович, спасибо вам большое. Я здесь отмечу, что эта работа ведется, безусловно, нашими ведомственными партнерами, в том числе Министерством просвещения и Министерством науки. Я позволю себе действительно сосредоточиться на, скажем так, нашей непосредственной зоне ответственности.
Сегодня 27 тыс. советников по воспитанию есть в школах. Министерство просвещения реализовало эту инициативу. Есть проректоры по воспитанию в университетах. Я сегодня тоже об этом вспоминала.
Мы занимаемся системным совместным обучением этих специалистов. И, как я уже сегодня упоминала, у нас есть отдельный специализированный центр, центр знаний "Машук" в Ставропольском крае, который только за прошлый год обучил свыше 10 тыс. педагогов, воспитателей, проректоров по воспитанию и так далее.
Отмечу, что у нас есть отдельная программа "Голос Поколения", состоящая из трех частей. Соответственно, первая часть – это как раз подготовка кадрового управленческого резерва в сфере молодежной политики, у нас уже четыре потока этой программы прошло, больше тысячи людей, которые прошли эту программу. И сегодня у нас есть конкретные кейсы, когда наши выпускники назначаются министрами по молодежной политике, назначаются проректорами по воспитанию в университетах и так далее.
Второй раздел этой программы – это "Голос Поколения. Проректоры" как раз, это специальная программа не только для проректоров, но и, к слову, для управления и воспитательной работы в университетах, то есть это фактически команда проректора внутри вуза.
И третье направление, которое мы взяли для себя в этом году впервые совместно с Министерством науки и высшего образования, – это обучение преподавателей, преподавателей высших учебных заведений, потому что в соответствии с законом они сегодня несут не только функцию учебную, но и воспитательную. Именно поэтому такой пилотный у нас проект, в этом году будет обучено 1,6 тыс. преподавателей гуманитарных дисциплин до конца года в рамках данной программы. Наверное, это ключевое, что можно ответить, если не считать достаточно большого количества семинаров на региональном, на окружном уровне, которые мы проводим вместе с нашими региональными министерствами. Спасибо большое.
Александр Аксёненко:
- Ксения Денисовна, добрый день! Мы все здесь и в Правительстве исповедуем межотраслевой подход к решению социально-экономических вопросов. В связи с этим вопрос хочу задать. Как вы видите интеграцию сельской молодёжи, а это огромная аудитория, решение общенациональных задач молодёжной политики? При этом нас интересует не только патриотическое воспитание на селе, но и участие сельской молодёжи в решении общенациональных задач самого различного уровня. Вы в своём выступлении уже немного затронули эту тему, но всё же можно конкретные примеры, чтобы мы могли эти положительные примеры применять у себя на территориях, помогать вам в вашем очень важном труде? Спасибо.
Ксения Разуваева:
- Спасибо вам большое, Александр Сергеевич.
Я, безусловно, не буду повторяться, говорила сегодня о программе "Кадры для села", впервые мы в этом году её реализуем по поручению Президента. Действительно, очень большие возможности для ребят там открываются.
Несколько конкретных примеров. Например, Министерство сельского хозяйства определило 1,8 тыс. опорных сельских пунктов, в рамках которых будет выстраиваться работа по комплексному развитию сельских территорий, это и транспортная, инженерная, социальная инфраструктура и так далее. Так вот в разработке предлагаемых решений, если мы говорим про участие ребят с сельских территорий в решении таких общих задач, будут принимать как раз ребята-участники программы "Кадры для села". Потом о чём могу точно сегодня говорить, что в рамках нашей программы "Регион для молодых" у нас сегодня более 15 регионов, которые полностью фактически передают деньги на уровень небольших муниципальных образований, в том числе сельских, сельских территорий и разворачивают там инфраструктуру. Очень важно, потому что инфраструктура таких молодёжных центров, возможно, опять-таки тоже повторюсь, является точкой приземления для нас в офлайне и в онлайне всех ключевых наших проектов и программ, а значит, что через эти точки молодые ребята, которые приходят в эти центры, могут автоматически попадать в нашу систему координат и на равных со всеми ребятами из разных уголков страны принимать в этом участие.
Таких примеров сегодня очень много и в Мурманской области, в Пермском крае, в Республике Бурятия, в Дагестане, в Воронежской области. И нам кажется, что это совершенно точно принесет свои плоды.
И, конечно же, также отмечу "Движение первых", потому что главный принцип в движении – это соавторство, и всё, что происходит в движении, создается силами в том числе детей. И на сегодняшний день у нас порядка пяти тыс. первичных отделений, которые созданы из 30 тыс., которые я сегодня называла, порядка пяти тыс. – это отделения первичные в сельских территориях, то есть это тоже дополнительная возможность для ребят в юном возрасте принимать участие в больших федеральных инициативах.
Спасибо вам большое.
Яна Лантратова:
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), Ксения Денисовна, уважаемые коллеги!
На этой трибуне регулярно говорится о поддержке и защите нашей молодёжи, защите в том числе от колоссального информационного воздействия, которое недружественные страны оказывают на нашу молодёжь. Хочешь завоевать народ – воспитай их детей. Вот эту истину коллективный Запад знает назубок и регулярно на протяжении всей истории реализует на деле. Через СМИ, художественные образы, в кино, литературе, играх они вживляют нашим детям искусственные ценности, идеалы, пытаясь перевоспитать под себя. И это, пожалуй, один из важнейших факторов, игнорирование которого может привести, приводит к катастрофическим последствиям для многих стран. И для нашей страны тоже так могло быть. Но мы продолжаем бороться, и видно уже много результатов. Но все наши попытки могут быть перечёркнуты, если мы проиграем главную битву – битву за нашу молодёжь. Поэтому сегодня на разных уровнях реализуется огромное количество патриотических проектов. Росмолодёжь проводит колоссальную работу.
Я была в Ставропольском крае в образовательном центре, который организован и для детей, и для наставников. Проходят форумы региональные, федеральные, окружные. Я сама начинала с молодёжной политики. Я сейчас вижу, как подходят к организации этих форумов, какие ценностные ориентиры у них есть, и они не заканчиваются в какой-то день, они продолжаются на протяжении всего года. И по данным исследования, доля молодых ребят, кто хочет остаться в России, за последние два года увеличилась с 59% до 73%. И если в 2019 году 34% молодёжи говорили, что они готовы переехать жить в другую страну, то в 2022 году уже менее 20%. Молодые люди говорят о том, что они хотят остаться жить в России, потому что они любят Россию и гордятся ей.
Не любить Россию можно, только если ты её не знаешь. А вот в этом, уважаемые коллеги, есть у нас проблема. Дети из детских домов и школ, они порой не знают даже своей области, не то что нашей страны. Выходя на трибуну, я посмотрела, сколько стоит билет из Москвы на Камчатку: в одну сторону эконом-классом вне сезона 17,5 тыс. руб. на одного человека, а в более удобное время уже 43 тыс. руб. и больше.
И если мы сможем создать для школьников и студентов возможность узнать свою страну, увидеть ее своими глазами, то это будет самая важная патриотическая программа, кстати, по аналогии с той работой, которую Росмолодежь проводит с Минобразования для многих ребят в том числе на новых территориях.
Вторая – спецоперация. Не все семьи затронула тема спецоперации. И есть дети, которые не до конца понимают, а зачем проходит спецоперация. И дети предложили проект, чтобы дети сами снимали видеоролики, спрашивая у наших героев: "А за что вы воюете в зоне СВО?", чтобы они снимали эти ролики, монтировали и сами их распространяли среди молодежи. Минобороны поддержало этот проект, Минпросвещения этот проект поддержало.
И, Ксения Денисовна, я прошу Росмолодежь, "Движение первых", давайте вместе его реализуем, и он действительно будет очень важен для нашей страны.
Третья – деструктивные явления в молодежной среде. Роскомнадзор за прошлый год закрыл 500 тыс. групп с опасным содержанием, из которых 25 тыс. групп – детская порнография, 23 тыс. групп – детские суициды. И манипуляция, которая идет через сети, вы об этом говорили, она колоссальная.
Я выступала на вашем семинаре вместе с Национальным антитеррористическим комитетом и рассказала о проекте "Дети в интернете", который мы реализуем сейчас в 24 регионах России.
Мы выписали все проблемы, с которыми сталкиваются дети, нашли специалистов. Вместе с вашими структурами мы проводим мониторинг сети интернет, делаем типовую карту угроз и привозим специалистов вплоть до муниципалитетов, где они проводят практико-ориентированные семинары для детей, для педагогов, для их родителей. И есть результаты. За полгода 16 суицидов остановили. Передали данные о четырех попытках вооруженных нападений на школы. Сотни фактов травли. Давайте вместе с Росмолодежью этот проект запустим и по всей России.
И тема травли, кибертравли. 55% школьников и 70% педагогов с этим сталкиваются. Ведь по факту это действительно является наиболее частой причиной подростковых суицидов, историй скулшутинга. С МГУ проводили конференцию, статистику посмотрели: 75% в этой истории тоже связано с травлей.
И поэтому, чтобы создать государственную программу профилактики деструктивных явлений и борьбы с травлей (у нас, кстати, в Челябинской области замечательный проект с Ириной Николаевной Текслер есть, "Почта доверия"), для этого нам нужно законодательное объяснение, а что такое травля, какие субъекты травли есть, чтобы было основание для этой программы.
Поэтому мы с Комитетом по просвещению, с Комитетом по молодёжной политике сейчас планируем подготовить большие парламентские слушания, где мы межфракционно, межведомственно эту проблему обсудим и вместе создадим вот такое межведомственное взаимодействие, чтобы защитить наших детей.
И действительно, для молодёжи сейчас делается очень много, но вместе с тем нужно ещё больше и обязательно вместе. Мы же вместе, правда? Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" совместно с Росмолодёжью, совместно с "Движением первых" готова включиться в эту работу. Спасибо.