О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СРЗП" о мерах совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации

12 июля 2023

 см. также ↓

12 июля на правительственном часе в Государственной Думе с докладом на тему "О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации" выступил Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко. От фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ” вопросы задали Галина Хованская, Яна Лантратова, Андрей Кузнецов, выступил Дмитрий Гусев.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Дмитрий Юрьевич, безусловно, мораторий на плановые проверки стал необходимой и вынужденной мерой по поддержке экономики. Однако по всей России зафиксированы уже массовые случаи отравлений.

В июне в Братске свыше 100 человек обратились за помощью к медикам после посещения кафе, причем из них 22 ребенка, 51 человек был госпитализирован.

5 июля уже в моей Челябинской области, в Магнитогорске, массовое отравление после            посещения   одного из кафе. 12 человек госпитализированы. Сегодня трагедия в Орске.

Как мы видим, пренебрежение действующими санитарными и иными нормами, требованиями со стороны предприятий общественного питания могут создать риски для жизни и здоровья людей. В связи с этим как вы оцениваете идею хотя бы, может быть, частичной отмены моратория на проверки предприятий общественного питания?

Спасибо большое.

Дмитрий Григоренко:

- Так, Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Я понимал, что он будет. Не понимал, что от вас.

Ну, мы должны понимать, что категоричность либо, наверное, крайность в принятии решений вряд   ли способствует сбалансированному и качественному решению вопроса. Тут вот шараханье из одной стороны в сторону, мы должны понимать, зачем мы это делаем.

То есть я пытаюсь что сказать? Что если мы отменим мораторий или там частично, как вы предложили в вопросе, отменим этот мораторий, это приведет к чему? Перестанут пренебрегать нормами и правилами? Вряд ли. Проверка или возможность проведения проверки не является стимулом соблюдения или несоблюдения правил. Все, как обычно, сложнее и глубже.

Поэтому на сегодняшний день, собственно, мораторий-то не является препятствием для проведения проверок. Речь идет о том, что, если у надзорного органа есть информация, которая в рамках риск-ориентированной модели позволяет сделать вывод, что где-то что-то нарушают, вот тогда, пожалуйста. И в действующей конструкции на сегодняшний день мы можем выходить и проводить эту проверку. Мораторий здесь не является помехой.

Просто мы должны понимать, что вот такие случаи, которые вы приводите в качестве примеров, – это, как правило, случаи, которые находятся за гранью разумного. Ну или исполняли-исполняли законодательство, а потом резко ошиблись или что-то подобное. Это вот все более категоричные случаи, и постоянными проверками их, к сожалению, не отловить.

Поэтому мы, собственно, и пытаемся решить эту проблему именно системой, которая будет максимально быстро выявлять эти случаи, видеть такие ситуации и тут же на них реагировать, потому что задача-то проверки – не прийти и наказать или зафиксировать, что произошло нарушение. Что толку-то? Ну вот пришли, зафиксировали. Но людей не вернешь, и здоровье не вернешь.

Задача – реагировать на это до нарушения. В этом смысл системы и в этом смысл того подхода, который, собственно говоря, мы на сегодняшний день и внедряем. И если вот в таком формате подходить к контролю и надзору, то тогда условно в идеальном мире у нас и не должно быть таких случаев, потому что контрольно-надзорные органы, а может и не только контрольно-надзорные органы, будут реагировать до наступления вот таких вот событий.

Андрей Кузнецов:

- Уважаемый Дмитрий Юрьевич, статистика преступлений, совершаемых трудовыми мигрантами, принимает уже не то, что характер всплеска, а вал идет, уровень агрессии возрастает. Это, в общем, вызывает достаточно серьезные настроения в нашем обществе.

В связи с этим Правительство какие меры планирует предпринимать с точки зрения контрольно-надзорной деятельности в сфере профилактики этнической преступности для выявления нарушений миграционного законодательства и препятствия вот такой анклавизации в отдельных сферах народного хозяйства и усиления ответственности работодателей за привлекаемую из-за рубежа трудовую силу?

И еще вопрос: все-таки кто у нас отвечает в Правительстве среди высокопоставленных руководителей за миграционную политику, кому задавать эти вопросы?

Дмитрий Григоренко:

- Миграционная политика – это Министерство внутренних дел и Татьяна Алексеевна Голикова (Заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики – Прим. ред.), ну и частично Министерство труда и социального развития.

Что касается ответа на вопрос по поводу контроля за мигрантами, и вообще всего, что связано с этой сферой контроля (надзора), – действительно, у нас эта сфера выведена из реформы контрольно-надзорной деятельности и выведена из-под действия 248-го федерального закона как отрасль, которая прямо и косвенно влияет на безопасность страны, и у нас определенные исключения сделаны, в том числе и это исключение.

И третье. С точки зрения того, что тут нужно делать и в каком формате, наверное, лучше общаться с представителями Министерства внутренних дел, но если есть конкретика, как вы видите, и если есть какая-то проблематика с точки зрения сферы контроля (надзора), то давайте обсуждать, давайте фактуру, будем смотреть, потому что там очень много специфики, вы прекрасно понимаете. Тем более у нас ковидная ситуация была с закрытием, и вообще рынок миграции или, корректнее сказать, вообще в мире миграционные процессы в последнее время очень серьезную трансформацию приобрели. Все сильно меняется, и с точки зрения изменения законодательства здесь тоже стоит посмотреть на предмет соответствия требованиям миграционной политики именно здесь и сейчас, а не вчера или позавчера.

Галина Хованская:

- Уважаемый Дмитрий Юрьевич, в продолжение вопроса Кошелева (Владимира, депутата Госдумы – Прим. ред.) я хочу вам сказать, что анализ уже делать не надо, когда 20 дней прокуратура проверяет. Когда течет крыша или случилась авария в подвале и затопило канализацией, – это требует немедленной реакции Жилнадзора. Понимаете? Поэтому не проходит вот этот вариант, в случае когда идут обращения граждан.

Вам скажет большое спасибо Жилнадзор за то, что вы освободили от этой деятельности жилищные инспекции в стране. Им теперь очень комфортно. Они не реагируют на обращения граждан и говорят: идите в прокуратуру.

Вот с этим надо заканчивать. Вы должны учитывать специфику жилищных правоотношений.

Дмитрий Григоренко:

- У меня нет информации, что кто-то не реагирует, да еще по 20 или по сколько-то дней не реагирует на обращения или жалобы гражданина. Дайте мне фактуру. Я лично буду заниматься. Буду вам благодарен за любую информацию, где есть обращение и нет реакции.

Выступление Дмитрия Гусева:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", конечно, поддерживает ту концепцию, ту стратегию, которую реализует Правительство по контрольно-надзорной деятельности.

Мы поддерживаем и сокращение числа проверок. Вы отчитались о том, что за последние три года в пять раз снизилось количество проверок, а для бизнеса – в три раза. По некоторым оценкам, от 200 до 500 миллиардов рублей бизнес в России не потратил на вот эти вот проверки.

Мы поддерживаем и замену проверок со штрафами на профилактические визиты, и вы отчитались, что количество профилактических визитов за прошлый год превысило количество вот этих самых проверок со штрафами.

Мы поддерживаем и сокращение числа требований для проверок, и вы отчитались о том, что на 40% уменьшилось количество этих самых требований, и это позволяет Правительству экономить около 200 миллиардов рублей в год.

Мы поддерживаем и переход на риск-ориентированный подход. Мы поддерживаем и внедрение электронной системы мониторинга. Мы поддерживаем и досудебное обжалование результатов проверок. Это все – правильные вещи. Но давайте посмотрим на некоторые результаты, о которых уже здесь сегодня в зале говорилось и вопросы задавались, и коллеги из других фракций тоже поднимали эти вопросы.

Первое – это пожары. Вот я беру статистику. Значит, МЧС России озвучил, что в 2022 году в России произошло 19 тысяч 568 пожаров. И это на четыре тысячи больше, чем в предыдущем 2021 году. Понимаете, количество проверок снизилось, а количество пожаров за прошлый год увеличилось на 20%. Явно здесь что-то не так.

Значит, если у нас этот мораторий существует, давайте с учетом риск-ориентированного подхода проверим те организации, где эти пожары существуют. Произошло это в связи с СВО? Ну, конечно, нет. Такого количества пожаров проведение СВО нам дать не может. Вот это первый момент.

Второй момент. Вопрос с отравлениями. Об этом тоже сегодня говорилось. И вот вчера очередное массовое отравление детей в Оренбургской области. Если мы понимаем, что в общепите эта тема не работает, ну, значит, надо вернуться к точечной отмене моратория на общественное питание, в том числе для детей. Это же уже очевидно. Понимаете?

Теперь следующий вопрос. Вопрос, касающийся алкоголя. Здесь тоже очень интересные цифры и очень интересная статистика. Значит, за 10 лет, вернее, за девять последних лет показатель отравления спиртосодержащей продукцией снизился на 41%, и на треть уменьшилось количество случаев со смертельным исходом. Но доля нелегального пива в конечных точках продажи в 2021 году выросла на 16,6%. То есть в отношении крепкого алкоголя работает, а в отношении слабого алкоголя (пива, сидра и прочего) не работает. И мы здесь, в Государственной Думе, вопрос по "наливайкам" подняли.

Но мы что хотим? Мы хотим контролировать исключительно производство. Но есть же полная цепочка. Речь идет не только о производстве, но и о продаже. Мы думаем, что "наливайки" – это только места, которые создают людям неудобства, что, дескать, там шумно, люди пьяные и так далее. А речь идет о том, что эти "наливайки" являются основным, подчеркиваю, способом сбыта нелегальной и контрафактной продукции, основной способ сбыта всех этих сидров, пива и так далее. И, кстати сказать, "Мистер Сидр" именно так и продавался. То есть в "наливайку" привозили большую кегу. Из этой кеги людям наливали вот в эти полторашечки, и люди шли, употребляли.

Что здесь происходит? Вот мы начали разбираться с этим вопросом. У нас сегодня в законе существует два способа розничной продажи алкоголя. Способ первый – в магазине. Вы приходите, покупаете закрытую тару, выносите и употребляете там, где вы пожелаете нужным. Ну, дома, например. А второй способ – в точках общественного питания, где вы приходите в точку общественного питания, покупаете алкоголь, вам его наливают, и вы употребляете его там же, где вы его купили, то есть в точке общественного питания.

Однако за последние десять лет, с тех пор, как у нас в законе появились вот эти нормы, появился еще один способ продажи, который фактически существует, но в законе у нас отсутствует, и этот способ продажи именно в этих "наливайках" и реализуется. Вы приходите в "наливайку", вам там, как в точке общепита, продают это самое пиво в вашу тару или в их тару, вы наливаете, и с незакрытой как бы тарой, но с крышкой в кармане, выходите к себе домой. То есть способ есть, а законом он не урегулирован.

Мы, конечно, можем пойти по пути полного запрета вот такого способа продажи, однако, я думаю, что у нас наши малые предприниматели это, конечно, не одобрят. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" подготовила соответствующие поправки по поводу того, чтобы вот этот способ появился в законе, передала их в комиссию нашего коллеги Максима Анатольевича Топилина (председателя Комитета ГД по экономической политике – Прим. ред.). И тогда вы как контрольные органы сможете этот способ уже контролировать. И тогда у нас не будет вот таких вопросов, как с "Мистером Сидром", потому что можно закрутить гайки там, где производят вот эту бодягу, но если мы не будем разбираться со способами продажи, мы этот вопрос с "наливайками" никогда не решим. Уверен, что вы это поддерживаете, прекрасно лучше меня это понимаете, и надеюсь, что вы поддержите эти наши поправки.

В заключение хочу сказать следующее. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" поддерживает ту деятельность, которую Правительство осуществляет для реформирования контрольно-надзорной деятельности, но просим в Постановление Государственной Думы внести следующие вещи: разобраться конкретно с пожарами и отравлениями и снять мораторий там, где он не работает; провести полную проверку цепочки реализации контрафактной и нелегальной продукции.

Спасибо большое.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International