О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о северном завозе

22 марта 2023

 см. также ↓

22 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов № 301981-8 "О северном завозе" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступил официальный представитель Правительства Российской Федерации, Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. От фракции "СРЗП" вопросы задали Юрий Григорьев, Валерий Гартунг, Яна Лантратова, Федот Тумусов, выступили Валерий Гартунг и Федот Тумусов.

Юрий Григорьев:

- Алексей Олегович, добрый день. Закон, действительно, ну, я так считаю, что в первую очередь, наверное, о труднодоступных участках, а не просто северный завоз. Это было бы, наверное, более правильно. В целом, конечно же, поддерживаю. Насколько конструкция законопроекта, вы считаете, к третьему чтению будет такой гибкой, чтобы смогла учитывать новые веяния? Мы в прошлом месяце приняли закон о том, чтобы фонд капитального ремонта, тоже центр реализовал свои закупки, и это вот новая тенденция, которая сейчас пока не совсем сформулирована.

Насколько вы готовы к последующим изменениям? Концессионеры, фонды капремонта и так далее.

Алексей Чекунков:

- Спасибо за вопрос. Законопроект предполагает, во-первых, использование современных технологий. Его главным механизмом реализации будет единая государственная информационная система. Так в быту мы говорим, как "Яндекс.Такси", только для северного завоза. И эта система, соответственно, будет давать возможность за счет анализа больших данных, за счет прозрачности закупок, прозрачности логистических цепочек, безусловно, повышать эффективность и других процессов, в рамках которых товары закупаются и доставляются до труднодоступных и удаленных территорий нашей страны.

Валерий Гартунг:

- Уважаемый Алексей Олегович, у меня два вопроса. Первый. Каким образом вы будете развивать альтернативные пути доставки грузов, ну, альтернативные Северному морскому пути? Потому что у нас будет единый оператор, а у нас есть иные пути доставки для того, чтобы все-таки конкуренция у нас была, и мы могли ограничивать тариф. Это первое. И второе. Каким образом вы обеспечите равные конкурентные условия для разных субъектов по доступу к услугам единого оператора Северного морского пути? Спасибо.

Алексей Чекунков:

- Спасибо за вопрос. Действительно, одна из тем, которые вызвали наибольшее количество дискуссий, это была тема единого морского оператора. Хочу подчеркнуть, что речь не идет о монополизации доставки морем, речь идет о гарантирующем поставщике. Мы из года в год сталкиваемся с ситуацией, когда наше министерство во взаимодействии с субъектами, с Министерством транспорта руками вынуждены проталкивать поставки. Так было и когда мы в декабре 2021 года разгребали пробку на Северном морском пути, переставляли ледоколы. Так было, когда мы обеспечивали отгрузку топлива в Магадан в портах Приморского края и, к сожалению, так происходит с регулярностью.

Вот наличие так называемой электрички единого морского оператора, который будет давать грузоотправителям точный график заранее, когда они знают, что они могут встать на маршрут – это и есть важнейшая транспортная новелла этого законопроекта. Но ни в коем случае не отменяет возможность для всех коммерческих операторов продолжать предоставлять свои услуги. И в части конкуренции на речных, сухопутных и воздушных маршрутах еще раз хочу обратиться к электронной системе, которая, во-первых, есть реестр участников северного завоза. И, во-вторых, электронная система, где для пользователей, участников северного завоза будут видны все услуги. И так же, как и в современных электронных площадках, будет мотивация любым бизнесам, которые намерены конкурировать, выходить на эту площадку, предлагать свои услуги, что повысит уровень конкуренции и снизит тариф.

Яна Лантратова:

- Уважаемый Алексей Олегович, согласно проекту закона, все уровни власти задействованы в северном завозе, но именно субъектам определен ряд очень важных полномочий, в том числе и разработка трехлетнего плана, это их обязанность. Я читала мнения экспертов, и среди них звучат мнения о необходимости более детально прописать ответственность всех уровней власти, так как если нам не достичь цели законопроекта, то это может привести к срыву снабжения труднодоступных территорий. Вот как вы оцениваете это предложение? Спасибо.

Алексей Чекунков:

- Уважаемая Яна Валерьевна, мы действительно готовы дополнительно проработать ко второму чтению калибровку ответственности и обязанностей разных уровней власти. Одновременно хотел бы отметить, что законопроект не вводит для регионов новые обязанности. Они уже в силу Конституции Российской Федерации, существующих законов несут обязанность по снабжению всех граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующих регионов. Мы даем им дополнительные инструменты и предоставляем федеральную поддержку, дополнительные финансовые, информационные системы для того, чтобы северный завоз был более эффективным. Поэтому в диалоге с регионами мы делаем основной упор на то, что мы не создаем какую-то новую сущность, а мы создаем дополнительный механизм поддержки исполнения уже существующих обязательств.

Федот Тумусов:

- Спасибо. Уважаемый Алексей Олегович, мы, северяне, давно ждём этот законопроект "О северном завозе", но, по сути, законопроект должен решить две крупные проблемы. Первая – это полное и комплексное обеспечение продуктами питания, лекарствами, товарами народного потребления и другой продукцией всех населённых пунктов северных территорий. Я думаю, что эта задача будет решена. А вторая задача – это установление справедливых цен. Этот вопрос может быть решён только субсидированием транспортных, транспортно-логистических затрат.

И в связи с этим у меня вопрос. Вы в своём докладе сказали, что там цены у нас в два с половиной раза выше, чем на материке. Будут ли установлены цены, когда начнёт работать этот законопроект, равные тем, которые на материке? Спасибо.

Алексей Чекунков:

- Уважаемый Федот Семёнович, для субсидирования цен на социально значимые товары нет необходимости устанавливать законодательные императивы, это Правительство может решать и в рамках своей обычной работы. И вы знаете, что в плотном взаимодействии мы расширяли перечень субсидируемых товаров и добавляли дополнительные логистические пункты, когда мы до станции "Лена", субсидирование топлива для того, чтобы в Якутии понизить стоимость на топливно-энергетические ресурсы. Но в первую очередь я рассчитываю на прозрачность системы, где вся страна будет видеть, кто насколько эффективно работает, и нельзя будет спрятаться в отдалённых посёлках тем, кто непосредственно руками осуществляет эту работу. Почему помидоры должны стоить в одном месте 800 рублей, а в другом, которое закупает и доставляет так же далеко, 400. Это вот конкретный случай как раз про овощи. Я знаю, в Якутии большая работа проводится. И в том числе нам как федеральному органу исполнительной власти, и нашим регионам Севера и Дальнего Востока будет давать важнейшие сигналы, на какие части, на какие отрасли, в том числе по самообеспечению продовольствием подналечь, также как мы подналегли на теплицы, и уже во многих регионах создаётся локальное производство овощей, происходит замещение овощей, которые доставляются издалека, на стройматериалы, так и на другие товары для того, чтобы не только субсидированием, но и рыночными механизмами понизить цены, обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и в конечном итоге качество жизни в этих регионах.

Валерий Гартунг (выступление от фракции):

- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Буду краток. Наша фракция поддерживает этот законопроект. Вместе с тем, на мой взгляд, ожидания от принятия этого законопроекта весьма завышенные. Конечно, можно поверить представителям Правительства на слово и сказать, что примерно 15% там снижение у нас будет, но, честно говоря, из текста законопроекта этого не следует. Я посмотрел, пытался посчитать, сколько тут отсылок к решениям Правительства Российской Федерации, я вот подчеркнул, девять их. Ну, а в перечне положения, там их вообще 14, дополнительно, которые относятся к ведению Правительства Российской Федерации.

Какие у меня есть вопросы?

Ну, во-первых, хотелось бы видеть все эти проекты нормативных актов, как это будет выглядеть. Вроде всё логично. Бесспорна одна вещь, что единый морской оператор – это действительно шаг вперёд. Вот только ради этого можно поддержать этот законопроект. Но этого мало, это не гарантия того, что цены будут снижаться. Это гарантия того, что там действительно всё будет обеспечено, весь вопрос: по какой цене? Это первое.

Второе. Для того, чтобы у нас работал механизм сдерживания цен, ну, во-первых, должна быть государственная поддержка. Здесь же у нас государственная поддержка только грузов первой категории. Всё, что не первой категории, это субъекты Российской Федерации могут за свой счёт. Поэтому, северяне, не обольщайтесь. Это первое.

Второе. Единственный механизм, который может сдерживать цены, это конкуренция. Я недаром задал вопрос: альтернативные пути есть? Вот сейчас вам задавал от КПРФ депутат вопрос. А вот случилось, обмелели реки, альтернативы нет. Ладно, хорошо, что через северный завоз, через Северный морской путь можно завезти в эти территории, а бывает так, что невозможно, бывает, только можно речным путём завезти. Этим надо заниматься. Как вы это будете делать? Я задавал этот вопрос тоже. Хотелось бы видеть эту программу альтернативных путей.

И третье. Доступ коммерческих организаций, которые на конкурентной основе будут бороться за потребителя, тем самым снижая цены для конечных потребителей. То есть, там должна быть конкурентная среда. Вот эти правила допуска к инфраструктуре и единого оператора Северного морского пути будут разрабатываться. Хотелось бы их увидеть.

Вот если бы я их увидел, я бы тогда сказал: да, действительно будет работать. А сейчас пока так сказать не могу. Поэтому мы авансом, конечно, голосуем за. Безусловно, я уже сказал, что это шаг вперёд, но завышенных ожиданий у нас нет. И мы бы хотели ко второму чтению или хотя бы к третьему какие-то хотя бы проекты, наработки, не принятые, не утвержденные, но мы хотя бы видели бы, как это будет работать. Потому что сейчас все прилетят в регионы, скажут, что всё будет работать, а по факту не получится так. Спасибо.

Федот Тумусов (выступление от фракции):

- Уважаемые депутаты Государственной Думы, есть такая русская народная пословица: "новое – это всегда хорошо забытое старое". Мы помним, что в советское время нормально делался северный завоз и что он обеспечивал. Он обеспечивал комплексную поставку продуктов питания, горюче-смазочных материалов и лекарств в северные районы нашей страны. И этим занимался специальный отдел Центрального комитета партии.

И цены, самое главное, цены на Северах были такие же, как и в Москве, то есть одинаковые цены по стране. Я помню, когда в студенческие годы, в 70-е годы прошлого столетия, мы получали в Зырянке консервы из Северной Зеландии или в Чургулдах мы получали сушеные бананы, то есть комплексное обеспечение было. И самое главное – это цены. И цены тоже можно регулировать. Поэтому законопроект мы, конечно, поддерживаем, но там очень слабо прописана финансовая составляющая, очень много отсылочных норм – вот Правительство будет решать.

Поэтому, я считаю, что законопроект должен быть прямого действия. Там должны быть прописаны все вопросы субсидирования, все вопросы финансирования. Это ключевой вопрос. Чтобы не было никаких субъективных подходов. Ко второму чтению это надо обязательно сделать, тогда действительно закон будет работать, и он будет во благо всех северян нашей страны. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024