Виктор Леухин о преобразовании муниципальных районов Вологодской области в муниципальные округа
см. также ↓Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Законодательном Собрании Вологодской области Виктор Леухин выступил на девятой сессии регионального парламента по законопроекту, предметом которого является внесение изменений в отдельные законы области в связи с преобразованием муниципальных районов области в муниципальные округа:
- Уважаемые коллеги, сегодня мы обсуждаем очень важный для региона законопроект, затрагивающий интересы сельских территорий. И главный вопрос: не приведет ли новая система управления сельскими территориями к печальным последствиям?
Семь лет прошло с момента принятия Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года. Этот документ является планом, по которому должны развиваться сельские территории. Напомню, что заявленная в Стратегии цель – это сохранение демографического потенциала за счет формирования комфортных условий для людей и пространственного развития территорий. Правда, похвастаться пока нечем. За период действия Стратегии ситуация в сельской местности усугубилась: демография провалилась, территории не расширяются, а, напротив, сжимаются – в нашем регионе за короткий промежуток времени канули в Лету более двухсот населенных сельских пунктов. А с 2014 года наш регион недосчитался порядка 28 тыс. сельских жителей.
Если говорить о демографической ситуации в целом, то нынче Вологодская область находится по убыли населения, можно сказать, в лидерах антирейтинга, о чем не так давно сообщили федеральные СМИ.
Теперь перейду к главной теме – реформе местного самоуправления.
Настораживает нестыковка новой реформы с региональной Стратегией-2030. Приведу лишь одну цитату из Стратегии: "Основными ограничениями региональной системы управления выступают противоречивость и отсутствие последовательности в реформировании муниципального управления".
Мы видим, что именно отсутствие последовательности наблюдается в муниципальном реформировании и, при этом, до конца не просчитываются последствия.
Приведу характерный пример. Когда вводили двуглавую систему управления, то ответственные лица нас также убеждали в том, что эта система поможет лучше управлять территориями. А теперь получается, что она неэффективна, раз ее вновь меняют и вновь нам предлагают вернуться к прежней системе управления.
Сейчас нас пытаются убедить, что создание территориальных муниципальных округов и упразднение поселений – чуть ли не благо для сельских территорий. Но практика пока показывает обратное. Так, год назад в рамках реализации пилотного проекта в ряде регионов РФ были образованы в двух-трех районах муниципальные округа. Их опыт работы в новых условиях показал, что эта затея на практике не так удачна, как ее пытаются подать.
Это выяснилось при общении наших глав поселений с коллегами, участвующими в эксперименте. В частности, те сетуют, что из глав поселений реформа превратила их в связных. Соответственно, там возникло затруднение в управлении сельскими поселениями. В свою очередь, это вызвало справедливые нарекания со стороны местного населения.
Большие вопросы у фракции вызывает отсутствие в областном законопроекте юридического и финансового механизмов при новых взаимоотношениях в местном самоуправлении. В частности, непонятно, как будут складываться межбюджетные отношения между областью, сельскими поселениями и территориальными отделами. Прежде механизм финансирования то и дело менялся. Одно время финансирование сельских поселений осуществлялось напрямую из Департамента финансов, затем схема финансовых потоков претерпела изменения, и деньги для нужд поселений стали поступать через районные бюджеты. Однако от всех этих комбинаций ситуация с финансированием сельских поселениях осталась на прежнем уровне, а с годами стала даже хуже. Ситуацию усугубило то, что на протяжении многих лет область не компенсировала сельским поселениям инфляционные затраты. И что удивительно, вместо увеличения помощи сельским поселениям их принялись объединять с целью оптимизации расходов. Оставшись без глав, часть из поселений пришла еще в больший упадок.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что пока сельские поселения держали на голодном пайке, собственные доходы областного бюджета с 2015 двукратно выросли.
И сегодня, спустя семь лет, мы должны констатировать печальный факт: реализация Стратегии на промежуточном этапе не достигла намеченной цели. А другого результата при таком отношении к сельским территориям и быть не могло.
Из всего сказанного выше напрашивается вывод: прежде, чем начинать слом прежней системы, необходимо осознание происходящих процессов и понимание последствий от принятого решения. Понимания в этой теме, повторюсь, нет. Вместо ясности мы видим неоправданную спешку. Непонятно зачем. Ведь федеральный закон о муниципальной реформе отложен на полгода. В тот документ уже внесено множество поправок и это, похоже, только начало. Не исключено, что закон будет направлен еще на одну доработку, а, быть может, и вовсе отменен. Как бы то ни было, но проект еще сырой. И мы уже в который раз пытаемся бежать впереди планеты всей.
Не надо быть провидцем, чтобы понять, при существующем подходе в нашей стране к сельским территориям, деградацию деревни не остановить, но ее можно затормозить, а не ускорять разрушительные процессы – до тех пор, пока государство не повернется лицом к проблемам территорий нечерноземной зоны.
Исходя из вышесказанного, наша фракция будет голосовать против данного законопроекта.