По инициативе депутатов "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" состоялось совещание по проблемам "инфоцыганства" в соцсетях
см. также ↓17 февраля по инициативе депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Государственной Думе Сергея Кабышева, Дмитрия Гусева и Яны Лантратовой в ГД состоялось совещание, посвященное обсуждению проблем правового регулирования реализуемых в интернете, в том числе на платформах социальных сетей, тренингов, курсов и иных информационных продуктов, которые являются сходными с образовательной деятельностью, но не подпадающими под ее законодательно установленные признаки.
В обсуждении приняли участие депутаты, представляющие все фракции Государственной Думы, представители Минобрнауки, Министерства просвещения, МВД, Рособрнадзора, Роскомнадзора, Роспотребнадзора и эксперты.
Тема стала актуальной в связи с широким распространением в социальных сетях деятельности лиц, предлагающих услуги по развитию навыков личностного и профессионального роста, в том числе связанные с реализацией определенных карьерных, материальных и иных желаний, при отсутствии какого-либо подтверждения квалификации таких лиц, эффективности и безопасности применяемых ими технологий. Нередки случаи, когда мнимые психологи, преподаватели не только действуют в мошеннических целях, но и причиняют серьезные травматические последствия клиентам.
Представители федеральных органов исполнительной власти отметили, что в настоящее время отсутствует специальное правовое регулирование деятельности указанных лиц, в частности, лицензирование оказания услуг бизнес-тренеров, коучей. По мнению представителя Роспотребнадзора, данные отношения не охватываются законодательством о защите прав потребителей. Общие же правила оказания услуг и способы защиты нарушенных прав, как и существующие инструменты уголовно-правового воздействия, как полагают уполномоченные органы, демонстрируют свою слабую эффективность.
Свое радикальное мнение по отношению к "инфоцыганам" высказал представитель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев.
Представители профессионального сообщества – Александр Ситников из Академии социальных технологий и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Ашманов привели примеры ответственного отношения предпринимателей к реализуемым ими продуктам.
По итогам обсуждения была выработана позиция о необходимости формирования цивилизованных правовых условий для деятельности, направленной на содействие в освоении гражданами новых личностных, психологических, профессиональных навыков. Преобладающую поддержку получил подход, исключающий какие-либо упрощенные односторонние способы реагирования на выявленные проблемы, например, путем универсализации запретов. Ориентиром должны быть комплексные решения, создание стимулов для законной и ответственной экономической деятельности по оказанию соответствующих услуг, активизация разработки качественных онлайн-курсов в вузах, просвещение населения при нахождении в цифровой среде, формирование эффективных механизмов пресечения злоупотреблений и восстановления нарушенных прав.
Были сформулированы следующие возможные направления для дальнейшего анализа в целях гармонизации соответствующей сферы:
- экспертный анализ правовой природы оказания услуг в виде коучинга и иной подобной деятельности, в том числе в соотношении с образовательной деятельностью;
- выявление причин (факторов), влияющих на эффективность профилактики и пресечения правонарушений и злоупотреблений в указанной сфере, в том числе с точки зрения оценки полноты, согласованности существующего законодательного регулирования, а также возможных организационных и иных проблем на уровне правоприменения;
- анализ возможностей совершенствования законодательства о рекламе и (или) практики его применения в целях противодействия недобросовестной деятельности на рынке квазиобразовательных услуг;
- оценка необходимости, целесообразности разработки профессионального квалификационного стандарта бизнес-тренера, коуча и иных подобных лиц;
- анализ перспектив распространения на данную сферу отношений институтов саморегулирования с отнесением к полномочиям саморегулируемых организаций вопросов подтверждения квалификации предпринимателя, создающего соответствующий информационный продукт;
- оценка необходимости создания дополнительных правовых механизмов по привлечению недобросовестных предпринимателей к уголовной и административной ответственности, в том числе анализ необходимости выделения новых составов правонарушений;
- создание системы мониторинга налоговой и финансовой дисциплины продавцов квазиобразовательных продуктов уполномоченными органами;
- проработка с крупнейшими социальными сетями вопросов возможного применения негативной маркировки недобросовестных предпринимателей.
Для дальнейшего обсуждения этих направлений, а также выработки конкретных инициатив в рассматриваемой сфере предложено создать специальную межфракционную рабочую группу.