Яна Лантратова предложила составлять индивидуальную программу социальной адаптации для детей-сирот
см. также ↓Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Яна Лантратова считает необходимым составлять индивидуальную программу социальной адаптации для детей-сирот при выпуске из домов-интернатов, выполнение которой будут контролировать их наставники.
На взгляд парламентария, таким детям обязательно нужно предоставлять наставников, в роли которых может выступать социальный работник или волонтёр. Их деятельность, в свою очередь, будет контролировать орган социальной защиты населения, отметила депутат. Соответствующие предложения она намерена направить Заместителю Председателя Государственной Думы Анне Кузнецовой и в Комитет ГД по просвещению.
"В России отсутствует механизм социализации выпускников организаций для детей-сирот, что создаёт сложности при их интеграции в социум после выхода из приютов. Чаще всего они не приспособлены к современным условиям жизни и не обладают навыками коммуникации в обществе, что создаёт сложности в их будущей жизни. В Европейском Союзе, США, странах Юго-Восточной Азии и ближнего зарубежья используются различные подходы к процессу социализации сирот. В странах Европейского Союза и США, например, основные усилия государство сосредотачивает на развитии форм опеки и попечительства, связанные с усыновлением ребенка, устройством его в приемную семью, что позволяет ребенку получить необходимые навыки именно в семье. И именно новая семья становится гарантом интеграции такого ребенка в общество и его социальные институты. Она же гарантирует ему всестороннюю поддержку", – прокомментировала Яна Лантратова.
Она привела в пример программы с привлечением наставников для детей-сирот в Белоруссии "Нити дружбы", а также программу Big Brothers Big Sisters of America и Big Brothers Big Sisters International, отметив, что "такие программы имеют стандартные процедуры подбора, подготовки, профессионального сопровождения и контроля над деятельностью наставников, работающих по принципу: "Один наставник – один подросток". При этом наставниками выступают добровольцы и волонтёры".
Также, по ее словам, распространено действие программ независимого проживания Independent living programs, когда выпускник социального учреждения или иной гражданин группы риска (инвалид, ветеран и т.п.) живет отдельно от наставника (социального работника), но последний осуществляет сопровождение воспитанника и оказывает ему всестороннюю поддержку.
В Великобритании, как подчеркнула депутат, выпускники организаций интернатного типа получают возможность пройти оценку своих способностей, на основании которой разрабатывается личный "путевой план". Также они могут обратиться к консультанту, который окажет поддержку и проконсультирует по любой жизненной ситуации. В ряде случав им предоставляется возможность остаться в интернате или приёмной семье и после достижения совершеннолетия, обычно до 21 года.
"Введение в наше правовое поле механизма социальной адаптации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, позволит повысить степень интеграции такого гражданина в общество и обеспечит средствами правовой, социальной и психологической поддержки, которую будет оказывать наставник-социальный работник. Последний, при этом, может осуществлять свою работу на условиях волонтерства, основываясь на положениях закона о добровольцах", – предположила Яна Лантратова.