О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Нилов, Яна Лантратова и Анатолий Лисицын о принципах организации публичной власти в регионах

09 ноября 2021

 см. также ↓

9 ноября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Доклад представил председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Олег Нилов, Яна Лантратова, Анатолий Лисицын, выступил Анатолий Лисицын.

Олег Нилов:

- Если можно, дайте определение использованного термина "утрата доверия". Критерии, они должны быть чёткими, а не просто умозрительными.

Второй вопрос: и почему тогда не применять это к депутатам, которые тоже могут потерять доверие избирателей? Давайте и об этом в законе тогда поговорим.

Ну, и самый главный вопрос. Говоря о выборах губернаторов, теперь уже неограниченных, почему-то не услышаны многочисленные предложения, можно сказать, требования всех оппозиционных фракций Государственной Думы – убрать этот пресловутый муниципальный фильтр. Согласитесь, если мы вмешиваемся в одну часть избирательного законодательства, убирая ограничения по срокам, давайте рассмотрим предложения наши во втором чтении. Спасибо.

Павел Крашенинников:

- Смотрите, вот у нас ответственность высших должностных лиц, она изменилась. У нас теперь не просто утрата доверия, это действительно так. Утрата доверия – это шире, чем было раньше из коррупционных, это очевидно, это вы правильно сказали.

Но мы с вами являемся свидетелями огромного количества ситуаций, когда есть оперативная информация по поводу конкретного лица, но ещё даже стадия расследования такая, что даже уголовное дело не возбуждено, но информация есть. Про доверие речи нет вообще никакой, но постольку это ещё не оформлено процессуально, много историй, которые все на наших глазах, мы это всё видим, это всё происходит в режиме реального времени. Поэтому здесь эта утрата доверия – она как сам по себе этот институт оказался, и записан.

Теперь там появились новые формы ответственности, такие как предупреждение и выговор, вы тоже на это уже обратили внимание.

Теперь всё-таки сам по себе губернатор – это высшее должностное лицо субъекта, а Законодательное Собрание – это единственный законодательный (представительный) орган в субъекте Федерации, но он коллегиальный, и там достаточно много депутатов. И поэтому этот принцип применять, мне кажется, здесь нет смысла абсолютно.

Но если вы будете давать поправки, конечно же, мы их рассмотрим и будем отвечать уже во втором чтении.

Теперь, конечно, мы здесь связаны с избирательным законодательством, но это не избирательное законодательство – это другое, мы говорим о принципах развития региональной власти. Спасибо.

Яна Лантратова:

- Уважаемые коллеги, статья 34 законопроекта предусматривает создание обязательного органа исполнительной власти, финансового органа субъекта. Правительство участвует в отборе кандидатов на должность, квалификационные требования к такому лицу устанавливаются Правительством. А проведение проверки соответствия кандидатов осуществляется с участием уполномоченного федеральных органов исполнительной власти. Скажите, пожалуйста, каким образом будет формироваться перечень кандидатов на должность? Будет ли это открытый конкурс или список кандидатур, предлагаемый главой субъекта? Предусмотрены какие-либо правовые или организационные форматы участия субъектов в процедуре проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям? И, выступая в Государственной Думе в апреле, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин говорил, что для развития регионов федеральная власть должна дать им больше самостоятельности в финансовых вопросах? Как вы считаете, не приведет ли эта норма как раз к еще большей зависимости?

Павел Крашенинников:

- Да, спасибо, Яна Валерьевна. Здесь вопрос перекликается с предыдущим, потому что мы считаем, что нам эти процедуры, как выставлять, каких кандидатов, нам не надо это писать. Это как раз субъекты Федерации должны сами эту процедуру предусмотреть.

Что касается согласования этого, как я уже сказал, обязательного финансового органа. Оно необходимо, оно и сегодня существует, и, конечно, оно действует. И спасибо, что напомнили. У нас есть еще такие органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти. Вот, допустим КРУ, контрольно-ревизионные органы, ну, это может быть Счётная палата или Контрольно-ревизионное управление. Также у нас отдельные органы есть, такие как уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. И здесь также указано, что в уставах, в Конституциях субъектов Федерации могут быть дополнительно органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти. Мы можем вспомнить, допустим, уполномоченного по правам ребенка. Это их право, они могут это создавать, и так далее. Поэтому спасибо, что обратили на это внимание.

Анатолий Лисицын:

- Павел Владимирович, мы прекрасно понимаем, что прежний закон работал слабо, принимая новый закон, мы также почему-то не заложили вопросы финансирования, поскольку без финансирования этот закон также будет пробуксовывать, очевидно и понятно?

Павел Крашенинников:

- Анатолий Иванович, спасибо большое.

Коллеги задавали вопросы, я предварительно ответил, мы сознательно в этот предмет не включили бюджетные процессы и финансирование. Это абсолютно сознательная история. Мы здесь выстраиваем правовую конструкцию взаимодействия органов публичной власти, и чтобы это была информированность, публичность, и для того, чтобы это было более эффективно, и чтобы эта работа шла для граждан, для избирателей. Поэтому это будет следующий этап, это будет бюджетное законодательство, именно там появляются вопросы, о которых вы сказали, именно там они должны прорабатываться.

Спасибо.

Выступление Анатолия Лисицына:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Павел Владимирович, уважаемые коллеги!

Изучив законопроект об организации публичной власти, можно понять, что причиной его появления стало время и мнение, что регионы не справляются со своими проблемами. И действительно, на повестке сегодня главная региональная социальная проблема – это бедность населения провинции, причем бедность не только человека, который не в состоянии содержать свою семью, а бедность среды обитания там, где живут наши семьи, где растут наши дети, где дворовая территория, не приведенная с советских времен еще в порядок, да и политическая составляющая иногда сегодня не в пользу партии власти.

Вообще идея, как ни странно, внести поправки в законопроект об организации публичной власти, который заменяет действующий законопроект в системе органов госвласти в регионах, внесла рабочая группа Земского съезда, это форум муниципальных депутатов, которые впервые собрались в мае месяце в Великом Новгороде. Причём, надо заметить, что сами муниципальные советы не обладают правом законодательной инициативы, видимо, она была подсказана откуда-то сверху. Странно, а может быть, и не странно, что они не подняли главную тему своих проблем – финансовую беспомощность. Регионы и поселения практически все дотационные, не в состоянии выполнить те полномочия, большая часть которых была спущена на них в предыдущем законе.

Для примера приведу свой регион, далеко не худший. Город Ярославль закредитован на 90%, из своих собственных доходов в 7,6 млрд руб. он закредитован на семь млрд руб. 25% своих доходов собирает только самый крупный Ярославский пригородный район, остальные районы собирают свои доходы от 7% до 18%. Это всё говорит и показывает то, что региональная специфика местного самоуправления недостаточно профинансирована и те полномочия, которые на них спущены, до сих пор не работают. Будут ли они работать в системе нового закона, если мы также не предусматриваем никакого изменения в объёмах финансирования? Ссылки на то, что этот закон о финансировании будет внесён в новый бюджет страны, достаточно сомнительны, потому что в первом чтении мы не увидели, что межбюджетные отношения между регионом и центром меняются в пользу регионов. А сами регионы, посмотрите, на сегодняшний день 70% регионов закредитовано уже более чем на 2,5 трлн руб. И эта проблема собственно сегодня не внесена была в практику рассмотрения данного закона.

Вообще регионы должны иметь всегда стабильный бюджет, с самого начала года. А сегодня на практике как формируется региональный бюджет? Через субвенции, субсидии, дотации. Губернатор должен в течение года формировать этот бюджет, который является нестабильным, не позволяет системно формировать практику распределения средств, и практически получается, что многие направления абсолютно не финансируются. И, собственно, главной заботой губернатора сегодня стал не поиск резервов на своей территории, а просить у федерального центра деньги на решение своих вопросов.

Поэтому, вместо того, чтобы уделить внимание в новом законе вопросам финансирования, предлагается вмешаться в новую Конституцию и законодательно словесными оборотами якобы стабилизировать все проблемы на местах.

Безусловно, новый закон нужен, но без финансирования, без дополнительного финансирования, без решения данной проблемы он также будет пробуксовывать. Можно переменить имена, можно наделять разными полномочиями, но если не будет должного финансирования, всё останется так же. И трудно будет населению проверять, как работает этот закон, если полномочия не исполняются.

Что предлагается в новом законопроекте? У губернаторов или будущих глав администраций будет отобрана часть полномочий, причём часть чисто политическая. Трудно представить, что будет за структура на территориях, которая разведёт общественно-политическую ситуацию. А в регионах политика – это партии, это борьба за парламенты всех уровней. Как губернатора вырвать вообще из политико-общественного пространства? Но цель понятна – усиление текущего политического контроля, и это сразу почувствуют партии оппозиционного толка.

Тема о новых полномочиях для муниципалов бесперспективна без финансирования. Да никто и не спросит, какие кому-то передавать полномочия, просто это будет передаваться с высшего звена в низшее звено.

Между тем, уже сами муниципалы спохватились и просят изъять из нового варианта ряд формулировок, которые создают условия для вмешательства органов власти в вопросы местного значения и тем самым нарушают статью 12 Конституции, где сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти. Не лишне вспомнить пресловутый муниципальный фильтр.

В новый вариант перенесена и норма, запрещающая депутатам встречаться с избирателями по их желанию и выбору места. Только в специально определённых местах.

Одним словом, я как человек, который прошёл эту школу региональной жизни, вижу одну цель данного законопроекта – без финансирования, должного укрепления вертикали власти. Можно понять, что за 30 лет в новой России мы ещё не сформировали более-менее идеальную систему управления государством, много ещё нестыковок во взаимодействии центра и местной власти.

А когда в начале 90-х годов мы подписывали закон о федерализме, я думал, что все усилия и новации власти будут направлены на развитие самостоятельности регионов, на их эффективность, и сделают их идеальными проводниками всех федеральных программ. Но всё как-то не так.

Приняв этот законопроект, мы скоро слово "федерализм" оставим только в Конституции и в словарях, на повестку идёт унитаризация системы. Может быть, это уже первый шаг в консервативный капитализм. Во всяком случае, обсудив этот законопроект на своей фракции, мы решили воздержаться от голосования при первом чтении. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International