31 августа Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в преддверии Дня знаний провела Public talk "Новые реалии российского образования".
В нем приняли участие Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов, Сопредседатель партии Захар Прилепин, Секретарь Президиума Центрального совета партии по вопросам просвещения и образования Александр Казаков, правозащитница, председатель общественного совета "Союза добровольцев России", советник Председателя партии по молодёжной политике Яна Лантратова, председатель ВОД "Союз матерей России" Ольга Панина, член Центрального совета партии Николай Новичков, председатель ОПД "Объединение родителей" Инна Гориславцева, председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов, ректор Славяно-Греко-Латинской академии, эксперт Рособрнадзора Сергий Храмешин.
Модератором мероприятия выступила Секретарь Президиума Центрального совета Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ по информационной политике Марина Ким.
"Тема образования сейчас касается каждого – и тех, кто учится, и тех, кто преподает, и тех, кто сейчас родительствует. И одна из программных тем нашей партии – образование", – начала разговор Марина Ким.
По словам Сергея Миронова, подключившегося к беседе по видеосвязи, партия уделяет большое внимание образованию: выступает за отмену ЕГЭ и в целом за отказ от Болонской системы, против дистанционного образования (фракция "СР" в ГД уже внесла законопроект, который запрещает дистанционное образование во всех случаях, кроме чрезвычайных ситуаций), настаивает на том, чтобы все высшее образование было бесплатным, а все педагогические работники по уровню зарплаты, социальному пакету, пенсионному обеспечению были приравнены к госслужащим.
"Это самые настоящие государевы люди, которые все делают, чтобы у России было будущее, а государство абсолютно неадекватно им платит", – отметил парламентарий. Сергей Миронов также высказался в поддержку студенчества. По его убеждению, стипендии должны быть как минимум на уровне МРОТ, а не две 2,5-3 тыс. рублей, на которые прожить нельзя.
Говоря о роли ЕГЭ, депутат отметил, что сейчас его могут успешно сдать дети, в чьих семьях есть деньги на репетиторов, поэтому социальное расслоение начинается уже на уровне окончания школы и далее, при получении высшего образования, только увеличивается.
Захар Прилепин поддержал утверждение о реальном социальном неравенстве, социальной диспропорции, которые возникают из-за ЕГЭ.
"Действительно, семьи, не имеющие возможности нанять репетиторов, изначально ставятся в нечестные условия по отношению к более богатым", – сказал он, отметив, что таким образом миллионы детей из сел и деревень просто не участвуют в соревновании по получению высшего образования. ЕГЭ, по мнению Захара Прилепина, – вредоносный экзамен, который негативно влияет на базисные представления и о России, и о культуре и проповедует социальное неравенство. Он призвал всех неравнодушных, всех, кому близка эта тема, присоединиться к акции Я/Мы против ЕГЭ в социальных сетях.
"Если нас будет большинство, нам не смогут противостоять", – заявил политик, добавив, что инициатором и вдохновителем работы по возвращению традиционного образования был ушедший из жизни кинорежиссер и актер Владимир Меньшов.
Бюрократический монстр системы образования разрастается год от года, при этом по всей стране наблюдается дефицит педагогических кадров – не хватает полмиллиона учителей, заметил Михаил Богданов, подключившись к разговору по видеосвязи. "Первоочередная задача нашей партии состоит еще и в том, чтобы сделать все возможное для достойного существования учителей, поднять их уровень жизни и обеспечить приток новых кадров. Это те задачи, которыми в настоящее время никто не озабочен, об этом не говорит Министр образования, этого нет в нацпроектах".
Александр Казаков задался вопросом об истоках реформа образования. По его словам, официальный документ, где впервые появляется слово ЕГЭ и рекомендуется ликвидация педагогических институтов, был подготовлен Всемирным банком при поддержке фонда Сороса. По его мнению, приняв концепцию наших оппонентов по реформе образования, мы сами дали им инструмент для того, чтобы выбить нас из глобальной конкуренции.
"Это гигантская диверсия против нашей страны, и это тот политический контекст, с которым мы сейчас имеем дело, – уверен Александр Казаков. – И наша задача – не гаечки подкрутить, а осознать, что мы на линии фронта и с внешним врагом, и с пятой колонной". У партии, по словам политика, есть пошаговая программа по восстановлению нормальной системы образования.
Инна Гориславцева согласилась с тем, что родительское сообщество нашло поддержку в вопросе образования у Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, фракция которой в ГД внесла законопроекты об отмене ЕГЭ и запрете дистанта. Она также обратила внимание на негативное влияние гаджетов, используемых в современном образовательном процессе, на здоровье, память и социализацию детей. По ее мнению, введение цифровой образовательной среды повлечет рост рынка по продаже компьютерных устройств – каждый из 17 млн школьников должен будет иметь компьютер, а это рынок в 850 млрд рублей. "И это то, ради чего все затевается, – полагает Инна Гориславцева. – И расти этот рынок будет за счет инвестирования в него времени, здоровья и жизней наших детей".
"Мы должны прийти в Госдуму и работать как законодатели", – согласился с коллегой Александр Казаков, добавив, что к этому необходимо подключить институты гражданского общества и активистов.
Яна Лантратова отметила проблему, сопутствующую процессу цифровизации образования, – рост опасного контента в интернете. Она рассказала о федеральном проекте "Дети в интернете", в рамках которого специалисты рассказывают родителям, педагогам, службам профилактики и опеки, как противостоять опасному контенту в сети.
Николай Новичков рассказал о программе "Семь шагов к образованию", которая предполагает возвращение к коллективным формам обучения и повышение среднего уровня успеваемости. Он заявил, что готов проявлять все формы гражданской активности для того, чтобы Правительство начало процесс отказа от ЕГЭ и восстановления нормального образования.
Сергий Храмешин согласился с тем, что с введением ЕГЭ школьное образование не стало лучше, но увеличилось число проблем у детей, родителей и у вузов, кроме того ЕГЭ повлиял на возникновение альтернативного образования – репетиторства, которое никем не контролируется. Он также призвал внести в повестку обсуждение проблемы социального неравенства при получении высшего образования.
Ольга Панина обратила внимание на еще одну проблему, связанную с образовательным процессом, – вакцинацию детей против COVID-19. Она отметила, что родительское сообщество обеспокоено введением обязательной вакцинацией учащихся и введением дистанта для тех, кто не привит.
Подводя итоги мероприятия, Захар Прилепин заявил, что идеи, прозвучавшие сегодня на Public talk воспринимает как приказ к действию. "Все, что касается ЕГЭ, дистанта и принудительной вакцинации детей, – совершенно невозможно и катастрофично", – сказал он, подчеркнув, что партия будет стоять на страже интересов детей страны.
Марина Ким также призвала поддержать петицию Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ против ВПР и ЕГЭ.
"Если вас беспокоит судьба ваших детей и внуков, приходите на выборы 19 сентября, просто придите и проголосуйте!" – призвал Александр Казаков.