Галина Хованская и Олег Нилов о совершенствовании механизма миграционного учета иностранных граждан
см. также ↓12 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 818933-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (о совершенствовании механизма миграционного учета иностранных граждан). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Галина Хованская и Олег Нилов.
Галина Хованская:
Уважаемые коллеги, я обращаю внимание, что в настоящее время такое право, о котором сейчас идет речь, принимающей стороны имеют только в отношении членов своей семьи, и иностранцы, высококвалифицированные специалисты, в отношении членов своей семьи. Сейчас в качестве принимающей стороны сможет выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющее в собственности на территории Российской Федерации жилое помещение и предоставившее данное помещение для фактического проживания любому гражданину, уже не члену семьи.
У нас возникают в этом смысле серьёзные опасения. Речь идёт о неограниченном круге лиц, не являющихся родственниками. И проживание, регистрация по месту жительства в одном жилом помещении без дополнительных ограничений может привести к конфликтным ситуациям, в первую очередь в многоквартирных домах, к нарушениям прав соседей, что противоречит Жилищному кодексу.
Необходимо отметить также, что основанием для регистрации в соответствии с законом о миграционном учёте является возникновение права пользования жилым помещением, это тоже очень важный нюанс. А для этого необходимо фактическое проживание вместе с собственником, наличие семейных отношений. Кроме того может быть ситуация, когда выполнять обязанности доверяется представителю какому-то, вообще третьему лицу. И собственник, собственно иностранный гражданин, может не проживать на территории Российской Федерации или иметь временную регистрацию. Где гарантия, что он будет в этом случае выполнять свои обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, по капитальному ремонту и так далее? В общем, у нас отсутствует форма ответственности в таких ситуациях, я обращаю на это внимание. Мы на комитете, когда обсуждали эту тему, мы об этом тоже говорили. Нельзя узко смотреть только на эту ситуацию, нужно системно рассматривать законодательные акты, касающиеся, в том числе, и жилищного права. Так что у нас всё-таки сомнения большие, и я прошу очень аккуратно к этому подойти моменту, о котором мы говорили. Спасибо за внимание.
Олег Нилов:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Игорь Николаевич (Зубов, статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации – Прим. ред.), фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против представленной инициативы. Во всяком случае, вопросов у нас гораздо больше, и я попытаюсь сейчас эти вопросы и претензии вам озвучить, может быть, вы в комментариях или ко второму чтению, если будет принят все-таки этот законопроект, ну как-то развейте наши опасения.
Итак, первое. Лицам без гражданства, да, во-первых, предоставляется право становиться собственниками имущества, квартир, это тоже вопрос.
Для примера могу сказать, что в Финляндии есть автономия такая Аланские острова. И граждане Финляндии, не проживающие на Аланских островах, не могут стать собственниками квартиры или другой недвижимости без пяти лет проживания предварительного на Аланских островах. Для чего? Почему? Есть такие опасения у граждан Аланских островов, что там, грубо говоря, понаедут обычные финны. А у нас разве нет этих проблем, особенно в мегаполисах, когда непонятно кто, непонятно с какими целями, не те люди, о которых Галина Петровна сказала, высококвалифицированные рабочие, там, ученые, нет, уже неважно кто. Игорь Николаевич, Россия не проходной двор. Вот главная претензия, почему пустили, он стал собственником, и он уже решает, сколько, мы в законе не видим, где ограничения по площади? Что, опять резиновые квартиры будут, да еще с иностранными непонятными гражданами? Мы делаем один шаг вперед, другой назад, три вбок, ситуацию запутываем. Я бы хотел видеть, если есть заключение ФСБ, Игорь Николаевич, сошлитесь на него. Я тоже считаю, что по вопросам организации этой безопасности нашей антитеррористической. Но здесь мы точно открываем не просто форточки, мы тут ворота открываем для желающих поустраивать нам здесь какие-то акты, акции.
Дальше. Электронную регистрацию вы сразу тут прописываете. Это-то почему? Почему не должен явиться лично с паспортом, чтобы на него посмотрели, а лучше ещё отпечатки, чтобы его проверили, кто ты такой приехал сюда, и будешь проживать здесь? Нет. Электронной достаточно, может быть, даже фейкового какого-то паспорта или документа. Почему вы так упрощаете эти все важнейшие вопросы? Третье. Если он приехал сюда работать – это одно дело. А если он приехал с какими-то вообще непонятными целями, почему это никто не проверяет?Поэтому мы считаем, утром патент на работу, работа, проверили, вечером регистрируйте, а не просто так.
Поэтому, уважаемый Игорь Николаевич, обычно мы вас всегда поддерживаем. Сейчас в этом вопросе (я верю, что это не ваша персональная ответственность, кто-то этот закон готовил, кто-то его лоббировал), но мы голосовать будем против, и просим ни в коем случае не ускорять рассмотрение этого законопроекта. Сразу скажите, какое время будет на поправки, чтобы мы могли поучаствовать в обсуждении, может быть, вынести это на обсуждение общественное какое-то. Во всяком случае, вот в этом вопросе спешки быть не должно. У нас нет острой необходимости удовлетворять бегом потребности неграждан России.
Спасибо.