Госдума 11 декабря приняла в первом чтении пакет правительственных законопроектов, которые получили неформальное название "Инвестиционный кодекс". Своим мнением об этих законопроектах и об их возможном влиянии на экономику и инвестиционную деятельность в России поделился первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков:
Речь идет в первую очередь о законопроекте "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ", а также о внесении изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы России, которые позволят реализовать положения этого федерального закона.
До сих пор инвестиционная деятельность в России, в том числе по привлечению иностранных инвестиций, регулировалась тремя законами, принятыми еще в 90-е годы. Очевидно, что с тех пор ситуация на российском рынке кардинально поменялась и требует столь же глубоких изменений в законодательстве.
Законопроект о защите и поощрении капиталовложений разработан по поручению Президента России и призван систематизировать ведение инвестиционной деятельности в нашей стране, обеспечить стабильные налоговые условия и господдержку для инвесторов.
"Инвестиционный кодекс" рождался в острых дискуссиях представителей федеральных министерств и ведомств, а затем вызвал множество замечаний со стороны профильных комитетов и фракций парламента.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и наш Комитет по бюджету и налогам в целом поддерживают этот законопроект, которым предлагается новый системный подход к правовому регулированию инвестиционной деятельности и вводится институт соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Новый закон должен работать на привлечение частных инвестиций в регионы нашей страны, на то, чтобы минимизировать расходы бюджетов при реализации национальных целей. Он призван установить гарантии защиты от национализации и реквизиции имущества инвесторов.
Самое главное, на наш взгляд, то, что государством для бизнеса создаются четкие "правила игры" и гарантии стабильности на несколько лет вперед. Так, законопроектом предусмотрена трехлетняя отсрочка вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах в том случае, если они предусматривают увеличение налоговых ставок и отмену пониженных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций, транспортному и земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей. То же самое правило будет действовать в отношении нормативных правовых актов, которые устанавливают дополнительные требования и обязанности, вводят ограничения, запреты на реализацию прав, которые инвесторы используют или приобретают в рамках реализации своих проектов. Такие законы будут вступать в силу не ранее чем через три года после их официального опубликования.
Для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений и вовсе гарантируется неизменность налоговых условий на срок от шести до 20 лет, условий технического регулирования – на срок до трех лет, а условий предоставления мер государственной поддержки на весь срок действия соглашения.
В рамках общего инвестиционного режима инвесторам обеспечивается равное право на получение государственной поддержки, налоговых и таможенных преференций, проведение единой стабильной финансовой и кредитной политики.
И это очень важно. Но есть и ряд существенных недостатков. С принятием "Инвестиционного кодекса" придется заново перезаключить все имеющиеся на сегодняшний день специальные инвестиционные контракты и переустановить налоговые режимы. А это немалая бюрократическая волокита.
Множество отсылочных норм новых инвестиционных законопроектов требуют принятия как минимум 24 подзаконных нормативных правовых актов. А это большая работа, которая требует много времени и наверняка отсрочит фактическое правоприменение законов после их официального вступления в силу. Образно говоря, получается такая телега без лошади – исправна, но двигаться не может. А многолетний опыт показывает – действующий закон, который фактически не работает, ничего хорошего бизнесу не приносит.
Под вопросом остается и целесообразность распространения положений нового закона на отношения, которые сегодня уже регулируются законодательством о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, об ОЭЗ и ТОСЭР и других территориях с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности. И чтобы не получилось правовой неразберихи, нужно согласовать положения предложенных Правительством законопроектов с действующим законодательством РФ.
Кроме того, нужно существенно доработать и урегулировать положения законопроекта о порядке заключения, изменения и прекращения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СПЗК). Сейчас это полностью передано на усмотрение Правительства РФ, что, на наш взгляд, недопустимо. Порядок возмещения произведенных инвестором затрат, понесенных в целях создания и модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктуры, должен быть прописан в законе, а не в нормативных актах федерального Правительства. Иначе порядка в этом вопросе просто не будет.
Кроме того, прописанные в законопроекте критерии предоставления государственной поддержки в рамках инвестиционных проектов, на наш взгляд, слишком размыты. Нужно установить четкие рамки получения господдержки вместо таких расплывчатых формулировок как, например, "проекты, объем налоговых поступлений от реализации которых существенно превышает объем предоставляемой им государственной (муниципальной) поддержки".
Также необходимо предусмотреть преференции при привлечении малого и среднего бизнеса к реализации инвестиционных проектов крупного бизнеса.
И Комитет по бюджету и налогам, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готовы активно включиться в процесс доработки законопроектов "Инвестиционного кодекса", который в итоге должен стать эффективным инструментом для привлечения инвестиций во все отрасли экономики и все регионы России, для экономического роста и успешной реализации национальных проектов.