О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Аксаков и Валерий Гартунг о совершенствовании обязательного страхования вкладов

05 декабря 2019

 см. также ↓

5 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 757296-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации). С докладом по данному законопроекту выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Гартунг.

Доклад Анатолия Аксакова:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Данный законопроект направлен на страховую защиту денежных средств некоммерческих организаций социальной направленности. Это такие, как садоводческие товарищества, огороднические товарищества, товарищества собственников жилья, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации и, конечно же, благотворительные организации.

Одновременно предлагается увеличить сумму страхового возмещения для отдельных категорий граждан. Прежде всего, это касается тех, кто продал жилье, либо дом, либо землю, либо какие-то строения, находящиеся на этой земле, и увеличивается сумма возмещения в этих случаях до 10 млн руб.

Также это норма, увеличивающая страховое возмещение до 10 млн руб., её предлагается отнести в отношении денежных средств, размещенных на счетах вкладчиков при наличии особых обстоятельств, к которым относятся, в том числе, получение наследства, возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью или личному имуществу, получение социальных выплат и пособий, исполнение решений суда, получение грантов в форме субсидий.

Хотел бы отметить, что сейчас у нас по данным регистрирующих органов 583 тыс. некоммерческих организаций, из них 175, то есть примерно треть – это организации социальной направленности, на их счетах находится около 1,5 трлн руб.

По нашей просьбе Агентство по страхованию вкладов провело примерные расчеты. И, исходя из этих расчетов, получается, что ответственность АСВ будет составлять, если мы примем закон, примерно 24 млрд руб., но при этом надо понимать, что такая ответственность может возникнуть, если все кредитные организации лишатся лицензии, что явно невозможно.

При этом, если посмотреть на ту ситуацию, которая у нас сложилась на сегодняшний день, то с декабря 2014 года, когда вступили нормы, увеличивающие сумму возмещения до 1,4 млн руб., в стадии ликвидации находится 286 банков, и в этих банках держат счета или держали счета 3218 социальных некоммерческих организаций. И общая ответственность по таким организациям АСВ составляет 668 млн руб., то есть можно говорить о незначительной нагрузке на фонд АСВ, если этот предложенный вашему вниманию закон будет принят. Спасибо за внимание. Прошу поддержать.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

– Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!

За обсуждением этого законопроекта наблюдают тысячи, если не десятки тысяч граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с тем, что они потеряли последнее в наших российских банках, у которых ЦБ отозвал лицензию. Я эту папочку выносил сюда, это судьбы людей, которые описали свои жизненные ситуации здесь, без слёз её читать невозможно. Кто желающий, потом подойдите, почитайте, если у кого-то есть сомнения в том, надо ли этим людям помогать или нет, прочитайте эти истории, у вас сомнения все отпадут. Это первое.

Второе. Законопроект, который сегодня мы обсуждаем, решит проблемы этих граждан? Нет, не решит. Потому что, как вы знаете, уже было сказано, он не имеет обратной силы и на этих граждан он не будет распространяться. Да, конечно, мы можем это поправить во втором чтении, и надеюсь, что мы это сделаем ко второму чтению.

Далее я скажу о том, что нужно поправить в этом законе, чтобы он хоть что-то сделал для этих людей, чтобы мы действительно сделали шаг, как только что было сказано, в защите этих граждан. Хотя бы шаг какой-то. Пока что мы никакого шага в этом направлении не делаем. Да, безусловно, закон даже в этой редакции – это положительный шаг, но это настолько микроскопический шаг, что мне стыдно об этом говорить. Чтобы он не был имитацией заботы о гражданах, а чтобы он был настоящим законом, который мы принимаем, заботясь о гражданах, я сейчас скажу, что нужно сделать.

Во-первых, скажу, что два законопроекта, которые мы должны были сегодня обсуждать, они вот у меня. Они внесены были в Государственную Думу 3 апреля этого года. На тот и на другой мы сначала не получили никакого заключения, нам их комитеты вернули, а потом мы получили отрицательные заключения – в одном случае отзыв, в другом случае заключение Правительства. И до сих пор профильные комитеты их не рассмотрели. Причём они в разных профильных комитетах размещены. Если мы говорим о законопроекте, где мы предлагаем всех вкладчиков в части вклада до 10 млн руб. поставить в очереди до АСВ, то этот, вообще, предполагается, что он будет рассмотрен аж в марте следующего года, то есть его вообще никто не собирается рассматривать.

Законопроект, который повышает размер страхового возмещения для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, второй законопроект, два их, вот, он тоже пока не был рассмотрен, и мы имеем отрицательное заключение Правительства. Я не настаиваю на авторстве и так далее. Мне все равно, под чьим авторством будет принят закон. Главное, чтобы он был принят.

Поэтому я сосредоточу свое внимание и ваше внимание на обсуждении этого законопроекта, который сейчас мы рассматриваем. Можно из него сделать эти два закона? Можно. Для этого нужно внести поправки во втором чтении. Какие? Принципиальная поправка первая. Нужно распространить действие этого закона на ситуации, в которых оказались банки, у которых отозвана лицензия на момент вступления в силу этого закона. Вот ещё раз, формулировка такая. Не то, что там обратная сила за весь период, нет. А там, где не закончена процедура банкротства, где сейчас АСВ находится в процессе, и все данные у АСВ имеются. Это первое замечание. Вот это нужно обязательно ко второму чтению внести. Тогда люди, которые стоят у стен нашей Думы, и которые к вам подходят каждый раз, они поймут, что вы действительно для них что-то сделали, а не поставили галочку в очередном там, не знаю, что мы там приняли какой-то добрый законопроект, который, мало что меняет.

Дальше. Заместитель Министра финансов сказал, что да, мы готовы рассмотреть действие этого закона на трудных жизненных ситуациях по механизму, который применялся при поддержке валютных ипотечников. У нас есть постановление Правительства, я его взял, распечатал, номер 373 от 20 апреля 2015 года. Здесь расписан механизм, и он отработал, этот механизм. По этому механизму потрачено было 7,5 млрд руб. Мы практически 90% ситуаций с валютными ипотечниками разрешили. Осталось немного. Надеюсь, что сейчас при поддержке ЦБ и доброй воле банков, которые не пошли навстречу валютным ипотечным заемщикам, мы этим оставшимся 152 семьям поможем.

Но этот механизм можно было бы использовать, расширив его, расширив критерии вступления в эту программу для тех граждан, которые оказались в такой же ситуации, как и валютные ипотечники, которым мы помогали в прошлые годы.

Но они теперь вкладчики. Они потеряли самое последнее. Многие из них копили деньги на единственное жильё и не могли ими воспользоваться.

Сейчас я перечислю группы граждан, на которые можно было бы распространить действие этого закона, если мы говорим о трудных жизненных ситуациях. Подчёркиваю, можно на всех, и, я считаю, правильно было бы на всех граждан распространить эту норму, но если не получается на всех и если у нас деньги ограничены, давайте самым обездоленным поможем. Это будет правильно и справедливо.

Мы предлагаем (это вкладчики мне сами прислали, они предлагают): инвалиды I и II групп, ветераны труда, многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка-инвалида, ветераны Великой Отечественной войны (вдумайтесь!), блокадники, чернобыльцы (это те, которые дожили до сих пор), ветераны боевых действий. И я бы добавил ещё: семьи погибших участников военных действий, пенсионеры-"дети войны". Вот можно было бы на них распространить и этот механизм, расширив на эти категории граждан.

Сегодня руководитель Агентства по страхованию вкладов цифры назвал. Но он назвал гипотетические потери за ближайшие пять лет, он об этих цифрах говорил. Я же говорю суммарно: то, что сейчас есть, и что будет в ближайшие пять лет.

А если мы примем решение, что для этих категорий граждан эта норма будет действовать, только для тех категорий граждан, чьи вклады потеряны в банках, которые в данный момент находятся в процедуре банкротства, ни до, ни после она не будет действовать. Если мы её разово применим и поможем этим гражданам, то цифры будут совсем другие.

Если у нас не хватает денег, например, всем помочь – до 10 млн, а по данным того же АСВ, это примерно около 50 млрд руб., то давайте попробуем сделать до пяти млн, даже до трех млн руб., но сделать это для всех. Посчитайте, у АСВ данные есть. На самом деле мы можем, да, потребуется потратить какие-то деньги. Но мы это уже делали. Я ещё раз говорю, мы на предыдущую программу потратили 7,5 млрд. И если мы столько же потратим на решение проблем вкладчиков, то в 95% случаев мы проблему решим.

Если мы оставим закон в том виде, в котором он есть сейчас, вы знаете, если говорить о физических лицах, то он коснется нескольких десятков, в лучшем случае нескольких сотен граждан, а помощи ждут десятки тысяч граждан. Причем там суммы не астрономические, далеко не у всех 10 млн, там буквально и 100, и 200, и 500 тыс.

Поэтому, коллеги, наша фракция поддерживает этот законопроект, и призываю вас во втором чтении его доработать. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2022