О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Ольга Епифанова и Валерий Гартунг о поддержке семей с детьми

16 октября 2019

 см. также ↓

16 октября Государственная Дума отклонила законодательные инициативы "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проекты федеральных законов № 648546-7 "О социальной поддержке семей, имеющих детей" и № 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей". С докладом и заключительным словом выступила заместитель председателя Государственной Думы Ольга Епифанова. От фракции выступил Валерий Гартунг.

Доклад Ольги Епифановой:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

По данным Росстата пятый год подряд продолжается падение реальных доходов нашего населения. И пятый год продолжает стабильно снижаться рождаемость и растет разница между числом родившихся и умерших. В 2017 году естественная убыль населения нашей страны составила 134 тыс. человек, в 2018-м убыло уже 224 тыс. человек. По итогам только первого полугодия текущего года естественная убыль населения страны составила 200 тысяч. Россия катастрофически теряет свое население. Прогнозы демографического развития, которые дает Росстат в последний год, реализуются в самом худшем варианте. Пять лет Россия стремительно падает в демографическую яму. Если события продолжат развиваться по такому же сценарию, естественная убыль населения к 2035 году, по оценкам социологов, вырастет до 850 тыс. ежегодно. Это будет уже не катастрофа, это самый настоящий коллапс.

Представители нашей фракции неоднократно с трибуны Государственной Думы говорили, что главной причиной, по которой жители России не могут себе позволить иметь детей, являются материальные трудности, а проще говоря, бедность. Рождение ребенка фактически означает снижение среднего семейного душевого дохода на треть. Это очевидно для нас, для Счётной палаты, для Правительства. По оценкам Счётной палаты, 70% наших бедных граждан проживают в семьях, в основном это дети.

В Министерстве труда и социальной защиты признают очевидный факт, что падение рождаемости в России в последние годы связано, в большей степени, с низкими доходами, чем с сокращением числа женщин детородного возраста. Представление о том, как бедные семьи с детьми выглядят на практике, дают данные по уровню потребления продуктов питания в домохозяйствах одной из центральных областей России. В прошлом году в семьях, где есть дети, уровень потребления хлеба и хлебобулочных изделий был ниже на 22%, мяса и мясопродуктов – на 23%, молока и молочных продуктов – на 25% и овощей – вообще на треть. Причем, чем больше детей, тем рацион питания хуже по всем позициям. С каждым родившимся ребенком сокращается и физическое потребление продуктов питания. Стоит ли удивляться снижению рождаемости в этих условиях?

Уважаемые коллеги, в свое время программа материнского капитала подтвердила свою эффективность и помогла улучшить демографическую ситуацию. Сейчас нам нужны новые механизмы комплексной поддержки материнства и детства, чтобы преодолеть отрицательную динамику. Сейчас, по сути, идёт поиск новых моделей поддержки семей с детьми, особенно малоимущих. По поручению нашего Президента был принят закон о ежемесячных выплатах семьям в связи с рождением первого или второго ребёнка. Это очень важная мера, но боюсь, что она не позволит переломить ситуацию.

Весной Министр труда и социальной защиты Максим Анатольевич Топилин, когда стало очевидно, что суммарный коэффициент рождаемости в этом году был ниже, чем в прошлом, заявил (цитирую): "Наша задача заключается в том, чтобы с помощью мер финансовой поддержки эту тенденцию переломить. Я не исключаю, что мы будем предлагать дополнительные меры по ходу реализации проекта. Всё будет зависеть от того, как будет вести себя ситуация с рождением" (конец цитаты). Ситуация с рождением ухудшается, дополнительных мер поддержки Минтруд через бюджет провести не смог.

Коллеги, наш законопроект предлагает создать на федеральном уровне фактически новую систему мер социальной поддержки семей с детьми. За основу мы взяли опыт Сахалинской области. В этом регионе поэтапно с 2010 года реализуются меры демографической поддержки, которые показали свою беспрецедентную эффективность на территории области. В нашем законопроекте предусмотрена система мер конкретной социальной поддержки разных категорий семей с детьми. Речь идёт о поддержке малоимущих семей, многодетных семей, беременных женщин, семей с детьми до трёх лет, семей, в которых рождён первый ребёнок, молодых семей, семей, имеющих детей-инвалидов.

За основу расчёта финансово-экономического обоснования мы взяли расходы бюджета Сахалинской области на реализацию аналогичных мер и пересчитали на население России. Общий объём социальной поддержки семей с детьми, благодаря нашему законопроекту, увеличится на сумму порядка 1 трлн 400 млрд рублей.

Уважаемые коллеги, суть нашего законопроекта заключается в финансовой и социальной поддержке семей с детьми. Мы предлагаем стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе, которые помогут решить три основные задачи.

Во-первых, мы улучшим материальное положение семей, в которых уже есть дети.

Во-вторых, мы снизим риски бедности при принятии решения о рождении ребёнка, особенно среди самых молодых жителей нашей страны, и тем самым мотивируем их к принятию такого решения. В результате улучшим демографическую ситуацию в стране в целом.

И, в-третьих, это будет масштабные инвестиции в человеческий капитал, являющийся основой для построения сильного государства.

Коллеги, рождение и воспитание детей связано с серьёзными финансовыми испытаниями, экономическими ограничениями, особенно для детей малоимущих, молодых и многодетных. Большинство российских семей сталкиваются с экономическими и социальными барьерами при принятии решения о рождении ребенка. Убеждена, что пришло время на государственном уровне создать такую систему поддержки, которая поможет устранить или значительно снизить эти барьеры и спасет нашу страну от демографической катастрофы.

Прошу проект поддержать.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

– Сначала я напомню, о чём идёт речь. Но тут вообще столько много было сказано, что такие законы нельзя принимать, вообще каша.

Посмотрев наши обсуждения со стороны, люди подумают, что тут вообще творится. Одни говорят, что не надо принимать закон, потому что часть этих норм уже принята, другие говорят, сейчас выступают, что не нужно сразу одновременно столько норм принимать. То есть, люди со стороны вообще не поймут, о чём мы говорим. Поэтому я сейчас перечислю семьи, о чьей поддержке идёт речь в этом законе.

Первое. Социальная поддержка малоимущих семей, социальная поддержка многодетных семей, социальная поддержка беременных женщин, социальная поддержка семей с детьми до трёх лет, это по каждой категории семьи. Если кто-то скажет, что эти семьи не требуют поддержки, наверное, никто против этого не возразит, они требуют поддержки. Причём в этом законе (я сейчас дальше буду перечислять) социальная поддержка семей, в которых рождён первый ребёнок, социальная поддержка студенческих семей. Причем у каждой семьи свои особенности есть, и, соответственно, нормы поддержки, которые требуются для этих семей, они все разные. Именно поэтому в одном законе авторы внесли все эти нормы поддержки, чтобы не было вот этой путаницы. Это комплексный законопроект, в котором перечислены все семьи, нуждающиеся в поддержке государства, и каждой категории семьи свой пакет мер поддержки. По-моему, это именно то, к чему мы должны стремиться.

Шестая статья – социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов. Нужно их поддерживать? Нужно. Есть особенность этой поддержки? Есть. Потому что семьям инвалидов нужны те нормы поддержки, которые не нужны, например, студенческим семьям и каким-то другим семьям. То есть это комплексный законопроект. Дальше. Социальная поддержка семей, в которых проживают инвалиды с детства. Социальная поддержка матерей, награжденных орденом "Родительская слава". Такие обращения наверняка и к вам тоже поступают, и ко мне они поступали. Социальная поддержка детей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы. Были такие обращения? Были. Есть проблема? Есть. Дополнительные меры социальной поддержки детей-инвалидов, детей, оба родителя которых являются инвалидами либо один из родителей является инвалидом и самостоятельно воспитывает ребенка. Это все особенные семьи, и у каждой семьи свои проблемы, и по каждой индивидуальной категории семей нужно принимать свои меры поддержки. Именно это и написано в этом законопроекте.

Я дальше могу перечислять, подробно. Социальная поддержка обучающихся из малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении, и так далее. Это комплексный законопроект поддержки семей, материнства и детства. Другое дело, что пока этот закон лежал на рассмотрении (по инициативе Президента либо по каким-то другим инициативам), из этого законопроекта частично выдергивали какие-то нормы и принимали. И теперь при обсуждении этого комплексного законопроекта нам говорят: а зачем его принимать, ведь часть уже действует этих норм, зачем мы их дублируем? В том-то всё и дело, что чем каждый раз выхватывать какую-то норму по какой-то категории семей и какое-то, скажем, давать полномочие субъектам Федерации по поддержке семей, у которых нет возможности для этой поддержки, мы предлагаем сделать это всё на федеральном уровне.

Это правильный подход, это комплексный подход к решению проблем материнства и детства и всех семей, которые требуют поддержки государства на территории всей Российской Федерации, и это можно сделать только федеральным законом.

Теперь второй вопрос. Есть ли для этого возможности у государства? Конечно же, есть. Мы посчитали, что все, если принять в полном объёме все нормы поддержки, которые здесь перечислены, потребуется 1 трлн 400 млрд рублей. Я так напомню вам, что профицит бюджета прошлого года и этого года уже сейчас он почти 3 трлн рублей в этом году и 2,75 в прошлом году, уже за 5 трлн рублей у нас уже ушло в профицит бюджета. А если мы примем законопроекты, внесённые "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", которые перекрывают дыры в законе о госзакупках, или мы, например, возьмём и перестанем возвращать 2 трлн рублей НДС экспортёрам сырья, в год 2 трлн рублей, то вот вам еще дополнительные средства. То есть на самом деле у государства есть деньги на то, чтобы реализовать эти меры поддержки.

Теперь третий вопрос. Первый я задал вопрос: правильно ли, нуждаются ли эти семьи в поддержке? Нуждаются. Второй вопрос: есть у государства деньги? Есть. Третий вопрос: справедливо это или нет? Вот давайте на третьем вопросе остановимся.

Коллеги, когда вы мне говорите, что это непосильно, что это невозможно, мне, честно говоря, стыдно эти слова слышать в этом зале. Когда буквально несколько дней назад в этом зале освободили от транспортного налога олигархов, владеющих яхтами и самолётами, которые зарегистрированы в офшорах, в это же время вы отвергаете освобождение от транспортного налога семью, имеющую единственное транспортное средство, в многодетных семьях. Вы подумайте, что вы делаете. Вы в одном случае яхты и самолёты освобождаете, а в другом случае единственное транспортное средство у многодетной семьи вы не хотите освободить от транспортного налога, ссылаясь на то, что это же вот в бюджеты субъектов там идёт, и так далее, мы-то в чужую компетенцию залазим. Коллеги, я понимаю, цинизм, и так далее, но не до такой же степени, в одном и том же зале говорить, значит, олигархам мы всё, пожалуйста, а вот многодетной семье мы не можем.

Или, например, мы олигархов освобождаем от всех налогов на имущество, от социальных взносов команды, которые их обслуживают, а налогом на имущество единственное жилье, один объект недвижимости для многодетной семьи мы не можем освободить. Коллеги, я думаю, что тут вопросов даже не может быть. Этот закон нужно принимать и как можно быстрее.

Спасибо.

Заключительное слово Ольги Епифановой:

Спасибо большое нашим мужчинам, которые защищали наши семьи и очень обидно, что женщины выступали против принятия этого закона, а кто, как ни женщина понимает, что такое аборт.

Я вчера получила данные по абортам. Как вам 78 абортов на 100 рожденных живых и мертвых? И видите, проблема не только в отложенной беременности и в том, что люди прекращают рожать. Женщины всегда делают аборт, если считают, что не смогут вырастить своего ребенка. Это тоже огромное количество детей, которые могли бы быть рождены, если бы были квартиры.

У меня очень много эмоций, потому что я в свое время вышла замуж за сироту, и сначала у нас не было ни угла, ни кола, вообще ничего. А когда мы получили общежитие, 11 кв.м., там родились двое моих детей. Ребята, у нас с вами сейчас нет общежитий, нигде нет общежитий, не может молодая семья никуда поселиться, квартиры недоступны, общежитий нет, жизнь с мамой и папой, с сестрами, с братьями приводит к разводу. У нас разводы уже в нескольких регионах больше количество, чем заключаемых браков. Понимаете, мы же говорим о комплексном подходе, а комплексное все очень просто. Не так давно Росстат выступал на Совете Думы. И по данным Росстата 13% у нас бедных в стране, а именно 8% бедных в городах и 25% бедных в селах. Мы с вами прекрасно знаем, что такое цифры Росстата, это значит еще умножить в два раза и цифры будут совсем другие.

Я очень часто присутствую на международных конференциях и все время прорывается очень интересная вещь, нам, там иносказательно всякое говорят, что у нас слишком большая страна и мы не умеем за ней ухаживать. Немцы впрямую говорят, что мы не имеем права владеть землёй, за которой мы не ухаживаем. Ребята, не поддерживая семьи, не занимаясь не то что спасением демографии, а, не занимаясь поиском путей для резкого скачка рождений, мы с вами для наших же с вами детей и внуков создаём пессимистическое будущее, когда будут жить они в Московской области и в Архангельской, всё остальное будет другим странам принадлежать, и наша земля будет кормить других детей. Это моё личное убеждение, извините, сердце болит.

И маленькая история. Архангельск, семья – мама и ребёнок инвалид, который имеет право получить дополнительную жилплощадь социальную, притом сразу по федеральному закону. У ребёнка 24 тыс. рублей пособие и у семьи 10 тыс. рублей алиментов от папы, 34 тысячи. Живёт мама с ребёнком вместе с бабушкой, с дедушкой, с сестрой мамы, с её ребёнком, шесть человек в 44-х метрах. По формуле нуждаемости и по критериям адресности в городе Архангельске они богатеи, они не имеют права получить комнату для ребёнка, которая положена другим федеральным законом об инвалидах. И суды уже попроходили, и обратились ко мне с этим вопросом уполномоченные по защите прав детей. Я это к чему? Когда мы с вами говорим об адресности, о нуждаемости, то в нашем северном регионе критерии ниже в два раза, чем в том же Татарстане, который более южный и более такой благой для жизни семей. Давайте не прикрываться словами "адресность", "нуждаемость", а видеть за этим реальные цифры.

И вообще, скажите мне, кто-нибудь из вас может прожить вдвоём с ребёнком на 34 тысячи? А ребёнку 18 лет исполнится, 10 тыс. алиментов не будет. Они богатеи, они даже не имеют права получить меры по закону об инвалидах.

Я подошла к Ирине Анатольевне Яровой (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), стали искать, что сделать, обратилась к Татьяне Голиковой (Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Прим. ред.). Два закона, исключающих друг друга. Ребята, спуститесь на землю в своих регионах, пройдите у людей, посмотрите, как они жутко живут, особенно в сельской местности, пожалуйста.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024