О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Леонид Левин и Валерий Гартунг о федеральном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ

17 сентября 2019

 см. также ↓

17 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 759897-7 "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации". На рассмотрении законопроекта присутствовал руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. С содокладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос и выступил Валерий Гартунг.

Содоклад Леонида Левина:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Татьяна Геннадьевна (Нестеренко, заместитель Министра финансов РФ – Прим. ред.) достаточно подробно рассказала о сути законопроекта. Действительно, предусмотрено создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Формирование и введение ресурса поручено Федеральной налоговой службе. Информационная система сведений о населении позволит получить быстрый и защищенный доступ к любой информации, которую государство собрало о конкретном человеке.

Цель законопроекта – максимально снизить объём бумажного документооборота между ведомствами и полностью внедрить принцип "одного окна" во всех взаимодействиях граждан и юридических лиц с государством. Например, для получения какого-либо разрешения или лицензии не нужно будет представлять выписки, справки или их заверенные копии из различных ведомств. Всё уже будет доступно через систему информационного ресурса о населении Российской Федерации.

В результате реализации законопроекта юридически значимые электронные госреестры должны начать действовать, как суперсервисы. Система в автоматическом режиме будет обеспечивать конкретному человеку необходимые именно ему госуслуги в электронном виде и посещать ведомство, чтобы получить бумажное свидетельство, больше не потребуется.

Одно из преимуществ системы – это то, что она не только хранит в структурированном виде данные о гражданах, но и анализирует содержимое различных ведомственных баз данных на предмет поиска и устранения ошибок, которые неизбежно в них присутствуют. Сейчас такие ошибки исправляются по факту обращения граждан, а система единого информационного ресурса постепенно будет делать это в частично автоматическом режиме.

Поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона, мы обращаем внимание на ряд весьма важных вопросов. В частности, в законопроекте не прописана возможность участия физических лиц, корректировки неточных либо недостоверных сведений о населении, а также отсутствует положение, регулирующее механизм запроса физическими лицами информации о себе, содержащейся в указанном ресурсе.

Полагаем, что данный вопрос нуждается в дополнительном обсуждении и выработке консолидированной позиции. Одновременно полагаем возможное рассмотрение вопроса об установлении срока периодичности проведения мероприятий по актуализации информации. И, учитывая, что в совокупности федеральный ресурс является критически важным для национальной безопасности объектом, полагаем возможным рассмотреть вопрос о необходимости включения в законопроект требования о повышенной защите федерального ресурса о населении от взлома, утечки и любых форм незаконности и вмешательства в федеральный ресурс.

В связи с этим полагаем целесообразным включение в проект закона специальной статьи, регулирующей вопрос обеспечения безопасности и защиты информации, содержащейся в федеральном ресурсе о населении.

Кроме этого, следует отметить, что отдельные положения рассматриваемого законопроект нуждаются в согласовании сторонами действующего законодательства, а также юридико-технической и лингвостилистической корректировке, которые могут быть устранены при доработке ко второму чтению.

Комитеты-соисполнители по государственному строительству и законодательству, по труду и социальной политике, охране здоровья, бюджету и налогам, безопасности и противодействию коррупции поддерживают концепцию законопроекта.

Коллеги, на основании изложенного Комитет по информационной политике и информационным технологиям предлагает поддержать этот законопроект в первом чтении.

Спасибо.

Вопрос Валерия Гартунга:

– У меня к Михаилу Владимировичу вопрос. Видимо, он человек самый информированный в области сбора данных о гражданах, у меня вопрос следующий. Какой будет правовой статус у этой системы? Дело в том, что в эту систему будут стекаться все данные. И вдруг возникает, например, противоречие между данными в этой системе и первичными данными. Либо в данных, которые находятся в документах на руках у гражданина. Каким образом гражданин может на это повлиять?

Дальше. Тут написано, что порядок будет установлен Правительством Российской Федерации. Хотелось бы более подробно посмотреть, какие цели преследует Правительство. Понятно, что сбор всех данных в одном месте – это удобно. Но это и много возможностей, как по злоупотреблению, так и во благо. Хотелось бы увидеть какой-то проект, как Правительство планирует использовать эти данные? Это второй вопрос.

Спасибо.

Михаил Мишустин:

– Уважаемый Валерий Карлович, в первую очередь я хочу сказать, что человек может как-то на это повлиять. В этом смысле, не формируя новой сущности данных, очень важно, чтобы не было ошибок в идентификации человека. Потому что, когда вы каким-то образом утеряли, например, документ о СНИЛС или ОМС, вы как его восстанавливаете? Вы обращаетесь в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. В этом смысле единый государственный ресурс населения позволит вам сделать это очень быстро и качественно через портал госуслуг. То есть это облегчит большое количество тех проблем, которые есть у людей, идентифицируя в одном месте. Но это не физический новый сбор новых данных.

Как я уже говорил, налоговая служба в соответствии с 85-й статьей Налогового кодекса почти все данные, которые поименованы (практически, все данные, там по военному билету, по-моему, нет) в базовом составе ресурсов идентификаторов, уже имеет. Мы собираем эти данные для того, чтобы соответствующие уведомления делать по имущественным налогам, по налогу на землю, по транспортному налогу и так далее. Это первое.

И второе. То, каким образом мы собираем данные и гармонизируем. Очень важно, как мы делали единый соответствующий государственный ресурс, ЗАГС. Очень важно, что фактически во все органы ЗАГС была поставлена соответствующая система с криптозащитой, сертифицированная, которая не позволяет внести соответствующую запись без получения ответной информации из налоговой службы. Это означает, что фактически без подтверждения того, что запись внесена, изменения данных в любом из органов ЗАГС невозможны. Органов ЗАГС было до этой реформы 6,5 тыс. Сейчас их около 4,2 тыс. Это большое количество, где в принципе большие были ошибки, которые никто не мог контролировать, поскольку полномочия ЗАГС передавались как на региональный, так и на муниципальный уровень. Очень сложно было контролировать такое количество.

Сейчас невозможно там изменить информацию, о чем Татьяна Геннадьевна говорила. Сейчас это практически сразу раздается в облаке информационным ресурсом федеральным органам исполнительной власти, соответствующим государственным органам и муниципалитетам.

И мы, наверное, специально пошли, мы думали долго о том, чтобы опубличить этот закон, чтобы все понимали, как данные будут использоваться. Мы понимаем, что ничего нового не происходит, это просто будет более гармонизировано. Спасибо.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, наша фракция также поддерживает этот законопроект.

Дело в том, что этот законопроект дает большие возможности для использования информации о гражданах, но и в то же время создаёт большие риски, потому что такой объём информации аккумулируется в одном месте. И, честно говоря, учитывая, что сегодня технологии современные настолько далеко вперёд ушли, надо в этой области нам ещё поработать.

Я не сомневаюсь, что в налоговой службе самые лучшие специалисты по защите информации собрались, но здесь гораздо больше информации будет собираться, чем только экономическая информация о гражданах, это большие риски.

Это первое замечание.

Второе замечание.

Я высказываю вопросы, ко второму чтению вы на них найдёте ответы и дадите нам их.

Второе замечание, оно тут было высказано: а вдруг возникает ситуация, когда гражданин узнает о себе из этой системы, что там данные неверные. Каков механизм внесения изменений? Не получится ли так, что человек будет доказывать, что он не верблюд, вот система ему выдаёт одни данные, и он никак не сможет на это повлиять?

И третье замечание. Возможности этой системы.

У нас очень много информации сегодня о доходах граждан, в том числе находящихся на государственной службе, и по этой информации можно сделать выводы о том, соответствуют доходы гражданина тому имуществу, которым он обладает, или нет. На мой взгляд, это серьёзная информация, и она должна быть использована, чтобы снимать вопросы, которые у нас сегодня гуляют в интернете.

Мне кажется, нужно дальше пойти, когда будет создаваться эта система, и она будет аккумулироваться. Я думаю, что у Госналогслужбы уже достаточно сегодня данных. Но если система будет иметь данные не только о доходах и имуществе, но и плюс о трудовой деятельности гражданина, то будет понятно, мог он заработать это имущество или нет, и, соответственно, делать выводы.

20-я статья конвенции ООН, которую мы не ратифицировали, о незаконном обогащении, должна применяться в стране. И вот эта система даст нам такие возможности.

Далее. Я уже озвучиваю темы, на которых мы можем, имея эту информационную систему, сэкономить государственные средства. Например, у нас сегодня целый Пенсионный фонд работает. Но, по большому счету, у нас законодательство пенсионное прозрачное. Можно этот процесс начисления пенсий автоматизировать, при том, что полноценные данные в эту систему входят, и налоговая служба вполне могла бы с этим справиться, с обработкой этой информации, и вообще целую структуру, Пенсионный фонд, исключить из расходной части бюджета. Разве у налоговой службы сегодня недостаточно информации для того, чтобы начислить пенсию? Достаточно. Сейчас закон этот примем – пожалуйста.

Я бы хотел, чтобы дальше мы какие-то шаги делали, потому что любое решение, которое мы здесь принимаем, должно экономические последствия для государства иметь, и прежде всего положительные. Я думаю, и для граждан тоже. Это как замечание к дальнейшему использованию этой информационной системы, которая будет создана при принятии этого законопроекта.

Я рассказал о тех возможностях, которые мы получим дополнительно, и хотелось бы, чтобы они нашей исполнительной властью были услышаны и использованы. Но, ещё раз повторю, фракция, естественно, поддержит этот законопроект. Спасибо.

Заключительное слово Леонида Левина:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за интересную и конструктивную дискуссию. Вместе с тем по итогам хотел бы еще раз остановиться для всех вас и для тех, кто нас сегодня смотрит онлайн, на нескольких важных аспектах данного закона.

Еще раз хочу подчеркнуть, что многие против того, чтобы их данные собирали. Никаких новых данных этот информационный ресурс не собирает, он лишь агрегирует уже существующие базы информационных систем. Это крайне важно понимать.

Преимущество этой информационной системы как раз будет заключаться в борьбе с двойниками, о которых сегодня говорилось, и ошибками в записях системы. Если система будет видеть, что в разных информационных реестрах и ресурсах идут так или иначе фамилии, когда имена или отчества с разной буквой или с той или иной датой рождения, а все остальные данные совпадают, она будет автоматически запрашивать дополнительную информацию в тех ресурсах, где эти данные разнятся. Это крайне важно для всех нас – получение дополнительной максимально точной информации о каждом жителе нашей страны.

Тема, которая поднималась на комитете, сегодня в меньшей степени раскрыта, но об этом писалось много в средствах массовой информации, и письма приходили в наш комитет, может быть в том числе и к вам, как депутатам, якобы, что эта информационная система закрепит за каждым гражданином нашей страны свой уникальный идентификационный номер.

Это не так. Это не соответствует действительности. Никаких единых номеров в рамках этой информационной системы не будет. Так как были в рамках своих информационных систем, которые эта система всего лишь агрегирует,  разные номера СНИЛС и ИНН, также они будут оставаться и здесь. Никакого единого номера эта система не предусматривает.

И, говоря о проблемах с базами персональных данных, здесь об этом много говорилось, но коллеги некоторые путают, у нас еще предстоит работа, совершенствование закона о персональных данных, о пользовательских данных.

Здесь же речь идет о защите и хранении уже существующих систем. И здесь те примеры, которые приводились, безусловно, корректны, но все-таки речь шла о сбоях в системах других информационных ресурсов.

К счастью, в налоговой службе не было инцидентов, и в связи с этим у них более высокая степень защищенности данных, и как раз то, что Министерством финансов принято решение, что этот информационный единый ресурс будет на площадке Федеральной налоговой службы, с нашей точки зрения обосновано. Другой вопрос, что в заключении еще раз указали на повышение безопасности, и этот вопрос будем дорабатывать вместе с коллегами.

Не говоря уже о том, что не может быть утечек, возможности доступа, мы обсуждали это с коллегами из Федеральной налоговой службы, с представителями Министерства финансов, все заходы с различных реестров в систему фиксируются в этом информационном ресурсе. Ничего, ни одного случайного захода быть не может, который не будет зафиксирован. И все ведомства, и министерства могут запрашивать информацию в этом информационном ресурсе, в этой системе исключительно только в рамках своей компетенции. Это ещё одно подтверждение того, что это даёт всем нам дополнительные гарантии, что никаких дополнительных утечек через доступ к этой системе тех или иных представителей ведомств не будет.

Но, коллеги, хотел бы в связи с тем, что этот закон крайне важный, не политизировать дискуссию о нём, обсуждать именно максимально предметно с точки зрения совершенствования его ко второму чтению.

Хочу попросить все фракции и всех депутатов, кто разбирается в этом вопросе или у кого есть компетентные специалисты в качестве помощников или экспертов, также высказать нам свои пожелания, предложения или в виде замечаний, экспертных заключений, либо в качестве поправок ко второму чтению.

Спасибо за конструктивный диалог.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024