Депутаты фракции "СР" об исключении понятия "образовательные услуги" из законодательных актов РФ
см. также ↓13 марта Государственная Дума отклонила в первом чтении проекты федеральных законов № 375785-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги", № 376788-7 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги" и № 376713-7 "О внесении изменения в статью 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения понятия "образовательные услуги". От фракции "СПРАВЕКДЛИВАЯ РОССИЯ" по данным законопроектам выступили Федот Тумусов, Олег Шеин и Валерий Гартунг.
Федот Тумусов:
Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Мы можем спорить о юридических мотивах, о юридических нюансах, о новеллах. Но, на мой взгляд, когда мы говорим: образование – это услуги, мы понимаем, что это просто ремесло. На самом деле, каждый из нас знает, образование – это во многом искусство.
Сегодня 13 марта, для меня святой день, день рождения моей мамы, и у неё есть пятеро детей, она всё время говорила: у меня часть детей получила высшее образование, часть не смогла получить. И почему они не получили? Потому что всё зависит от первого учителя. А если это услуга, то первый учитель ничем не отличается приходит, даёт знания, уходит. У меня в классе висел лозунг: "Ученик – это не сосуд, который надо наполнять, ученик – это факел, который надо зажечь", то есть это огромное искусство. Поэтому мы к образовательному процессу должны относиться не как к услуге.
Мы полностью поддерживаем предложение уважаемого Олега Смолина (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.), и я тоже буду голосовать за эти законопроекты. Спасибо.
Олег Шеин:
На самом деле, когда мы говорим про термины, мы говорим не о какой-то абстракции. В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации у нас государственным языком является русский. И любой из нас, который с иным собеседником обсуждает ту или иную проблему, регулярно сталкивается с тем, что мы в те или иные слова можем вкладывать разный смысл. И если мы не находим взаимопонимания, что мы подразумеваем под теми или иными терминами, то, естественно, в итоге мы не находим и решения общих задач, потому что, произнося одно и то же слово, мы говорим о разных вещах.
Поэтому в Конституции данная норма записана не случайно, она позволяет нам, когда мы обращаемся к терминологии в законах, открывать не только сами нормы закона и глоссарий в этих законах, но и терминологические словари русского языка.
Поэтому, если мы обратимся к слову "услуга", оно имеет в себе два толкования. Одно толкование – это оказание кому-то бесплатной помощи. Слово "помощь" я хочу здесь подчеркнуть. А второе – это работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей на коммерческой основе.
Поэтому, если мы говорим про образование применительно к слову "услуги", то, исходя из этого термина и русского языка, и Конституции России, мы говорим либо про коммерческие вещи, либо про помощь. Но образование не является помощью со времён Фридриха Великого. Ещё тогда образование для детей стало обязательным, а не в режиме: вот ты хочешь – ты учишь, а не хочешь – мы тебе здесь помогать не станем. К тому же само по себе слово "помощь", в том числе, подразумевает и вторую вещь: у тебя мало денег – мы поможем, у тебя много денег – помогать не будем.
За всеми этими словами и терминами скрывается реальная государственная политика. Как она выглядит?
Если мы возьмём среднюю школу, которой мы привыкли традиционно гордиться со времён Советского Союза, то мы увидим, что из-за политики сокращения реальных государственных расходов, невозможности дать детям нормальное образование и переуплотнённости в старших классах 45% родителей вынуждены прибегать к помощи репетиторов. Это означает, что образование уже и в средней школе по факту перешло на коммерческие рельсы, потому что родители могут обеспечить нормальное и качественное образование своим детям только через привлечение платных репетиторов. Не все родители могут это делать.
И есть свежий и интересный доклад Правительства Российской Федерации, где сказано, что в первой, то есть наиболее бедной, децельной группе населения расходы на платные услуги в четыре раза ниже применительно к семье в девятой и десятой децельных группах. То есть, если нет денег, то люди не могут себе и позволить соответствующие расходы. Расходы в бедных семьях на образование в четыре раза меньше, чем в семьях более состоятельных. Это означает, что у нас большая часть общества просто не может позволить себе получить нормальное образование уже на уровне школы. Отсюда вытекают и соответствующие результаты в последующем образовании.
Если мы говорим про высшую школу, про институтское, университетское образование, то в 2000 году, который замыкал у нас проклятые 90-е, 60% мест в вузах страны были бюджетными. В 2015 году – 40%. То есть за последующие 15 лет каждое третье бюджетное место в вузах страны стало коммерческим. И возможность для детей получить нормальное хорошее образование, для грамотных детей, хороших детей, которые отметки хорошие получили в школе, которые экзамены хорошо сдали, которые имели право претендовать на эти бесплатные места в государственной системе высшей школы, эти возможности за последующие 15 лет процветания были ликвидированы.
Но всё это, повторю еще раз, сопряжено с базовым подходом. И образование, конечно, не является никакой не помощью и никаким не видом коммерческой услуги.
Образование это вид государственных гарантий, который необходим для развития общества, который необходим для того, чтобы общество в целом было грамотным.
Хочу сказать, что грамотные люди и более культурные люди это в том числе и экономия государственных денег на борьбе с преступностью, потому что там, где люди между собой конфликтуют, люди более грамотные и более образованные, имеющие более высокую степень культуры, находят некие точки компромисса и взаимопонимания.
То есть это более связанные вещи, которые не являются предметом дискуссии ни в одной из современных стран мира, и только в Российской Федерации мы на эту тему спорим.
Насколько нам не хватает денег в образовании? Цифры тоже известны.
Среднепланетарные расходы на образование без высшей школы, то есть только среднее, техническое образование, составляют 5% ВВП. В России 3,5%.
То есть, чтобы мы вышли на нормальное обеспечение образовательными гарантиями в Российской Федерации, нам требуется тратить примерно плюс 1,5 трлн руб. в год. Я уже много раз в этом зале говорил, что это связано с общей налоговой системой. Это, как и пенсионные выплаты, и медицина. В принципе, всё по силам и по плечу национальной экономике, если мы не будем держать налоги с крупного капитала на умышленно заниженной планке, как это происходит сегодня.
И, возвращаясь к базовому тезису. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает подход наших коллег по левому флангу из КПРФ. Мы голосуем за этот закон. Этот закон это закон об общих подходах, об общих принципах, где образование не является никакой услугой, а является необходимой гарантией и платформой для развития страны. Спасибо.
Валерий Гартунг:
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Я буду краток. Всё практически было сказано, только хочу обратить внимание. Во-первых, в процессе обсуждения я не услышал доводов, почему нельзя поддержать этот законопроект. Концептуальных замечаний вообще не прозвучало, вообще никаких.
Раз нет концептуальных замечаний, то, видимо, здесь есть какая-то принципиальная позиция, непонятная вообще, честно говоря. Министр образования и все преподаватели просят: давайте мы от этого уйдём, давайте мы уберём образовательные услуги. Образование – это не услуга. Напоминаю, мы изменили название, у нас теперь называется Министерство просвещения. Ну как просвещение можно назвать услугой? Это первое замечание.
Второе замечание. Хотел бы обратить внимание, что всё-таки, если вы почитаете, большинство субъектов поддержало. То есть, положительных отзывов представительных органов государственной власти – 17, семь отрицательных, высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти – 22 положительных и 15 отрицательных. То есть даже субъекты признают, что этот закон правильный, его нужно поддерживать.
Что мы так упираемся, я не понимаю? Денег это не требует на самом деле. Видимо, дело тут в другом, видимо, мы не хотим, чтобы наши дети и внуки развивались творческими личностями. Я сильно сомневаюсь, что сидящие в зале не хотят для своих детей и внуков этого. Тогда в чём причина?
Я считаю, что надо поддержать. И я лично проголосую за этот закон. Спасибо.