Николай Рыжак о запрете распространения сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах
см. также ↓5 февраля Государственная Дума единогласно в первом чтении приняла проект федерального закона № 584783-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе" (в части запрета распространения сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах). С докладом и заключительным словом по данному законопроекту выступил один из его авторов, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак:
Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Вам представляется законопроект о внесении изменений в проект "О средствах массовой информации" 1991 года, то есть закон, и в Федеральный закон "О рекламе" 2006 года. Закон как раз устанавливает запрет на распространение информации в средствах массовой информации, а также телекоммуникационных сетях, о разработке, изготовлении, практическом использовании, о местах хранения новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Закон тоже можно отнести к техническому. Но вы помните, какой резонанс вызвал этот законопроект, когда к нам участникам, тем, кто стоял у истоков, присоединилось более 70-ти членов нашей нижней палаты. Это говорит о том, что практически нет семьи, которую бы не волновали жгучие проблемы наркоугрозы.
Немножко истории. Вы знаете, что когда был разработан базовый закон 1998 года, вскоре практика показала, что наряду с классическими наркотиками, как синтетического, так и растительного происхождения, появляются всё новые виды психоактивных веществ. Никогда и не всегда ещё можно было сразу уловить их химические формулы. И этот закон классический, который носит упреждающий превентивный характер. Понятие "потенциально опасных психоактивных веществ" постараюсь ввести в законодательство. Была разработана государственная стратегия антинаркотической политики. Но этого показалось мало. Практика показала, что не справляются все органы государственной власти с этой назревшей угрозой. И тогда появился указ Президента № 85 от 2018 года, в котором было сказано, что наряду с мерами карательного преследования, административного преследования надо все делать для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, чтобы формировать у наших людей невосприятие к этой смертельной угрозе. Когда в 2015 году это понятие было корреспондировано в основные законы, то осталось только два закона, "О средствах массовой информации" и "О рекламе", где мы не коснулись этой темы.
Поэтому в развитие этой идеи, которая была изложена в этом 85-м указе Президента, как раз и появился этот закон. Я думаю, что этот закон своевременный. Если у кого-то есть опасения, а такие опасения есть, о том, что мы каким-то образом помешаем нашей медицине, научным исследованиям, экспертным исследованиям, то это не так.
Недавно мы обсуждали закон "О паллиативной медицине", так я вам скажу, что как раз классификация наркотиков, которые мы будем использовать при реализации этого законопроекта, как раз в полной мере корреспондируется с тем, что мы сегодня обсуждаем.
Другое дело, что мы должны навести порядок, чтобы иметь возможность использовать только строго лицензированные подразделения, кому это предписано.
Законопроект прошел все необходимые процедуры, получил положительный отклик Правительства и нашего Правового управления. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.
Заключительное слово:
Я хотел бы ещё раз поблагодарить, потому что когда около 70-ти наших коллег присоединились к этому законопроекту, то был лучший показатель того, что мы стоим на правильном пути и делаем правое дело. Я думаю, что в этом выразилась не просто команда прийти и подписаться, видимо, каждый руководствовался своим разумом, сердцем и душой.
Поэтому огромное спасибо всем вам за ответственное отношение к этому, казалось бы, техническому вопросу, но он имеет огромный общественный резонанс.
Благодарю ещё раз. Спасибо.