Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Александр Ремезков прокомментировал внесенный в ГД Правительством РФ проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 года:
Правительство декларирует такие новации, как 12 национальных проектов и Фонд развития, но, как и в прошлые годы, предлагает крайне консервативный бюджет и осторожный макроэкономический прогноз. Недооценена доходная база, не растут социальные расходы, не развиваются механизмы поддержки реального сектора экономики. Не ожидается существенного роста промышленного производства и замедляется рост зарплат.
Зато набиваются деньгами различные кубышки. Во-первых, это появившийся впервые с 2011 года профицит бюджета с рекордным объемом в 1,9 трлн руб. На наш взгляд, этот профицит создан искусственно за счет использования бюджетного правила и жесткого ограничения расходов, прежде всего, инвестиций в реальный сектор экономики. Правительство устанавливает искусственно заниженную цену отсечения на уровне 41,6 доллара за баррель нефти марки "Юралс". И появляется вторая кубышка это ФНБ, который за счет огромных дополнительных нефтегазовых доходов в 2019 году впервые преодолеет планку 7% ВВП. Эти средства не планируется направлять на финансирование дефицита Пенсионного фонда.
Третью кубышку Фонд развития предлагается наполнять за счет внутренних заимствований. Только в 2019 году их объем должен составить 1,5 трлн руб. Непонятно, зачем вообще нужны такие заимствования при профиците в 1,9 трлн руб. и как именно этот фонд будет работать в качестве главного инвестиционного инструмента.
Правительство считает, что подобная бюджетная политика создаёт дополнительный запас прочности для повышения темпов роста экономики. Но очевидно, что стимулировать экономический рост за счет заначек не получится. Не способствуют этому и налоговые новации. По расчетам чиновников, в 2019 году дополнительные доходы за счет повышения НДС на 2% составят 495,6 млрд руб., а повышение ставок НДПИ в рамках налогового маневра, индексация акцизов на алкогольную продукцию, спирт, табак, автомобили принесут дополнительные 373,3 млрд руб. Но никто, к сожалению, не посчитал, какие доходы мог получить бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, если бы эти средства были направлены налогоплательщиками на развитие производства. Не просчитан и экономический эффект от налоговых льгот и преференций, общая сумма которых на 2019 год оценивается в 3,1 трлн руб.
С эффективностью расходов тоже нет полной ясности. Нераспределенный резерв по 12 нацпроектам превышает полтора трлн руб. – то есть четверть всех расходов на эти проекты. Видимо, распределение этих сумм во втором чтении будет условным, и нам придется постоянно вносить коррективы по ходу исполнения бюджета уже в 2019 году. При таком подходе освоить средства в полном объеме и достичь количественных показателей, установленных в майском указе Президента России, будет крайне проблематично. Повторяется ситуация, сложившаяся с выполнением госпрограмм. И с программами на 2019 год еще нужно детально разобраться. Например, выяснить, почему госпрограмма "Развитие образования" в 2019 году потеряла 301,4 млрд руб. по сравнению с прошлым годом, а расходы на программу "Развитие здравоохранения" в 2019 году выросли сразу на 228,5 млрд руб. Наша фракция будет детально изучать, какие мероприятия из нацпроектов включены в госпрограммы, какие направления оказались в плюсе, а с каких средства были срезаны или перераспределены.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" работает над альтернативным бюджетом на 2019 год и готовит свои предложения и поправки в правительственный законопроект о федеральном бюджете на 2019 год. Мы будем добиваться, чтобы в первую очередь бюджетные ассигнования направлялись на эффективные социальные программы и поддержку реального сектора экономики, рост производства и создание новых рабочих мест.