О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин о последствиях пенсионной реформы

25 сентября 2018

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 25 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:

 mp4 

– Вчера Комитет по труду и социальной политике провёл обсуждение поправок ко второму чтению закона о пенсионной реформе, который будет голосоваться завтра.

Понятно, что обсуждение закончилось отклонением всех поправок, несогласованных с Правительством. Наиболее ярко это проявилось в ходе обсуждения предложения двух коллег из фракции "Единая Россия", которые внесли инициативу о том, чтобы возможность досрочного выхода на пенсию на Крайнем Севере была распространена на любых людей, независимо от их национальности, то есть не только на коренные малочисленные народы, на и на всех людей.

Поправка вначале Комитетом была одобрена, а спустя час Комитет к ней вернулся и её отклонил. И в остальных продолжениях тоже никаких неожиданностей, понятно, не произошло.

Собственно, все поправки, которые предлагаются к принятию, можно поделить на две группы: содержательные и легко корректирующие, вторичные. Содержательно мы можем говорить только об одном – это изменение темпов повышения пенсионного возраста для женщин, не плюс восемь лет, а плюс пять, что, соответственно, предполагает уменьшение темпов ожидаемого роста безработицы с 14 млн человек до примерно восьми. А все остальные корректировки носят совершенно стилистический характер, не играют какой-то значительной роли на рынке труда.

К примеру, взять предложение о том, что человек предпенсионного возраста имеет право досрочно выйти на пенсию на пять лет раньше, чем положено. Всё бы хорошо, только такое право реализуется не по его инициативе, а по инициативе Центра занятости и биржи труда, то есть как захочет биржа труда, так оно и будет, и у биржи труда нет строгих ограничений в возможности принять то или иное решение.

Далее. Такое право опять же есть не у каждого работника, а лишь у человека, который имеет трудовой стаж в 25 лет. То есть, если обычный стаж выхода на пенсию по старости в России в следующем году – девять лет, то для человека, который захочет выйти досрочно в условиях, когда это пожилой работник, он не может найти работу, ему требуется не девять лет стажа, а 25. И, наконец, этим правом опять же могут воспользоваться лишь те люди, кто был уволен с последнего места работы по сокращению штатов либо ввиду ликвидации предприятия.

Много ли найдётся таких людей? Возьмём статистику Росстата за прошлый год: из общего числа ушедших по сокращению штатов было уволено 2,3%. Но это не означает, что 2,3% смогут воспользоваться такой поправкой, ведь этим людям потребуется, ещё раз повторю, 25 лет стажа и обязательное согласование с биржей труда.

Народ, конечно, цифр этих не знает, но люди прекрасно видят жизнь вокруг себя, жизнь своих знакомых и они могут отличить реальное изъятие у них права на пенсию от пропагандистской "жевательной резинки", которую взамен предполагают людям дать.

Те прогнозы безработицы, которые я даю, являются не алармистскими, не максимальными, а достаточно взвешенными, поскольку они не учитывают, как минимум, двух важных факторов. Первое – это большая доля людей, которые заняты на рынке труда неофициально, и второе – это уменьшение числа рабочих мест в Российской Федерации.

Вчера на Комитете я спрашивал Министра труда и соцзащиты Топилина о том, что предполагается с динамикой на рынке труда в будущие годы? Не далее как весной Минэкономразвития публично сообщило, что в следующем году в стране будет плюсом создано 300 тыс. рабочих мест, а в 2020-м – ещё 300 тыс., в 2021-м такое же число, и каждый год по плюс 300 тыс. рабочих мест.

Мне, конечно, было интересно, в каких же секторах экономики это будет сделано. Я спросил министра о том, чтобы нам дали такую раскладку. Но, естественно, никаких цифр по секторам экономики министр не дал, поскольку их в Правительстве нет, и никаких реальных расчётов у Правительства по динамике создания рабочих мест в Российской Федерации не предполагается. Зато мы знаем, что происходит все последние годы. С 2011 года, напомню, число рабочих мест в Российской Федерации сократилось на 4,7 млн, в прошлом году при росте экономики на 2% рабочих мест – минус 420 тыс., а сейчас Росстат нас обогатил данными текущего года: с января по июнь этого года – минус 216 тыс. рабочих мест в Российской Федерации.

И в этих условиях, когда число рабочих мест сокращается, предлагается в следующем году, напомню, на рынок труда вытолкнуть плюсом два млн человек. Нам при этом, правда, рассказывают, что 60% пенсионеров прекрасно трудоустраиваются. Ну вот мы будем сегодня рассматривать исполнение бюджета Пенсионного фонда за прошлый год и там есть все цифры. И если в прошлом году, действительно, число пенсионеров по старости увеличилось, примерно, на 300 тыс. человек, то число работающих пенсионеров, напротив, сократилось более чем на 200 тыс.

Почему так произошло? На самом деле все последние годы нам очень сильно везло с демографической ситуацией. Вот то обстоятельство, что количество молодёжи, которое прибывало на рынок труда, сокращалось, смягчало безработицу.

Была действительно демографическая яма, потому что это был отложенный эффект снижения рождаемости в 90-е годы, когда эта рождаемость упала через неолиберальную политику, мы сегодня, кстати, наблюдаем тот же самый ренессанс неолиберальной политики. Но и с начала нулевых лет рождаемость стала возрастать и сегодня на рынок труда будут выходить люди, которые родились уже в нулевые годы.

Более того, самое дно демографической ямы уже пройдено Российской Федерацией, в 2015 году количество молодых людей, которые выходили на рынок труда, отставало от количества, которые покидали рынок труда в виду достижения пенсионного возраста, на 1,2 млн, а в прошлом году на один млн. По этой причине 200 тыс. пенсионеров в том году не трудоустроились, а в следующем году будет не один млн, а 800 тыс., а через два года – 600, а в 2023 году не будет вообще никакой демографической ямы.

Именно по этой причине нам и рассказывают здесь о том, что и сегодня исключительное время, когда можно поднять пенсионный возраст, а через пять лет уже этого делать будет нельзя. Нельзя будет делать по одной причине – через пять лет нельзя будет фальшиво ссылаться на демографические показатели и на то, что в стране имеется спад молодежи, прибывающей на рынок труда.

Прошло три месяца с момента, когда внесен закон, а до сих пор никаких расчетов мы не наблюдаем. Нам много говорят о безответственности, но ведь слово "ответственность" происходит от слова "ответ", "отвечать". У "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" есть ответы. Мы много раз говорили о том, откуда взять деньги. 10 трлн руб. ежегодных налоговых льгот капитала. 2,5 трлн Пенсионный фонд недополучает из-за черной занятости, собственно и сформированной государственной политикой на рынке труда и в сфере трудового права. 600 млрд недополучает ежегодно Пенсионный фонд из-за регрессивной шкалы страховых взносов, когда люди, зарабатывающие много, платят не 22% отчислений, а порядка 10%. Два трлн руб. страна получила только в этом году благодаря росту доходов от продажи нефти. Страна буквально залита деньгами.

Я сейчас насчитал общие объемы примерно на 15 трлн руб., а для того, чтобы проиндексировать пенсию на 7%, требуется сумма в 30 раз меньше и вместо того, чтобы найти деньги там, где они есть, предлагается, по сути, устроить социальную катастрофу в Российской Федерации.

Кстати, ещё один фактор, который тоже в расчётах я не учитывал, – это количество людей, которые заняты неофициально на рынке труда, это порядка 30 млн человек, по оценкам вице-премьер Голодец – 28 млн, так вот они-то на пенсию выйдут не в 60 и 65, а в 65 и 70. Это означает, что рост безработицы будет выше, и в моих расчётах эта цифра тоже не учтена. Поэтому мы ещё приводим достаточно скромные показатели.

Две недели назад народ не поленился и сравнил заработные платы в Российской Федерации с заработными платами в странах Африки. Зарплата в Тамбовской области сегодня сравнима с заработной платой Республики Гана, которая находится на берегу Гвинейского залива. Зарплата в Твери в Новгороде сравнима с заработками в Мавритании. Омск и Башкирия соответствуют Тунису, Нижний Новгород – Мавритании, Самара – Анголе, Свердловская область – Кении. А если говорить в целом по стране, то средняя заработная плата в Российской Федерации на 69 месте в мире, а в Республике Ботсвана – 62 место.

Африка поднимается, как 30 лет назад поднималась Южная Корея. Понятно, что условия жизни в России и на этом континенте пока ещё отличаются: у нас есть школы, больницы, ещё не уничтожены пенсии, социальная инфраструктура. Но всё то, что у нас есть, – это не заслуга действующей власти, действующей партии власти и действующего Правительства, а наследие предшествующих эпох. А заслуга действующей власти – это африканские заработные платы, в основе которых лежит мнение о том, что конкурентное преимущество в России – это низкая цена на рынке труда. Из этого же мнения вытекает и другая точка зрения, соответственно, о повышении пенсионного возраста, потому что у бедных денег мало, но зато самих бедных много. Именно по этим сусекам у нас сегодня активно и скребут. И крайне символично, конечно, что решение о повышении пенсионного возраста принято одновременно с созданием офшорных зон во Владивостоке и в Калининграде и с принятием с начала года двух, а то и трёх десятков законов о налоговых льготах и преференциях капиталу. Вот только есть одна деталь – общество меняется. Выборы в Хакасии, в Приморье, во Владимире, в Хабаровском крае показали, что люди дальше жить уже так не хотят, что люди воспринимают происходящее как угрозу их стабильности, их заработку, их будущему, будущему их близких и будущему их детей.

Страна – это, в первую очередь, не территория и уж тем более не органы власти. Страна – это народ. И сегодня народ поднимается в защиту страны, в защиту себя. И прошедшее воскресенье это показало. И СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ всегда будет с народом, в том числе против антинародной пенсионной реформы.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024