Председатель Совета Регионального отделения СР в Республике Крым Виктория Билан выступила на парламентских слушаниях на тему "Совершенствование Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые состоялись 13 сентября в Государственной Думе.
По её словам, на рынке ОСАГО в Крыму сейчас работают в основном не страховые компании, а агенты, которые оформляют электронные полисы разных российских страховых компаний, являясь посредниками услуг. Стоимость страховки, таким образом, складывается уже из суммы страхового взноса, стоимости техосмотра и стоимости услуг агента.
Также, как рассказала Виктория Билан, в Крыму низкий региональный коэффициент к стоимости ОСАГО – 0,6 (он означает 40-процентную скидку от базового тарифа). Страховщики в принципе не хотят продавать ОСАГО в убыточных регионах, но отказаться предоставлять эту услугу компании не в праве. В результате они идут на различные ухищрения: нет бланков, зависла программа и т.д. При этом статистика не показывает, что деятельность страховщиков в Крыму особенно убыточна. Средняя страховая выплата по ОСАГО в Крыму составляет 86 тыс. рублей, в Севастополе – 74 тыс., в среднем по России – 77 тыс. рублей.
Еще одна трудность заключается в том, что севастопольские и крымские водители сталкиваются с проблемой выплат по страховым случаям. Лишь несколько брокеров на весь Крым гарантируют выплаты на территории республики. Остальные зачастую вынуждают водителей ехать в Краснодар или в Ростов-на-Дону. Также, несмотря на то, что федеральный закон разрешает оформлять страховку в любом месте РФ, некоторые компании отказываются заключать с крымскими водителями страховой договор. Как правило, отказ мотивируют тем, что в регионе прописки водителя отсутствует представительство страховой компании. Хотя по закону страховщики ОСАГО должны иметь представителя для урегулирования убытков в каждом регионе РФ, даже в том, где у них нет точки продаж.
"В связи с вышеуказанным в целях выстраивания добросовестных и качественных взаимоотношений между страховщиком и потребителем необходимо проработать вопросы, связанные с повышением контроля за соблюдением порядка заключения и исполнения договоров ОСАГО. Необходимо предусмотреть обязательную аудио и видеофиксацию всего процесса взаимодействия страховщика и потребителя. Это должно быть направлено на исключение случаев злоупотреблений как со стороны страховщиков, так и со стороны потребителей. При этом нарушение требований по фиксации должно рассматриваться как основание для принятия к страховщику соответствующих мер. Необходимо увеличить штрафы для страховщиков за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО, а также отменить учет износа при определении размера страхового возмещения по ОСАГО. Такая мера может позволить в значительной степени учесть интересы потерпевших, а также повысить уровень страховой защиты владельцев транспортных средств, которые в настоящее время вынуждены сами оплачивать расходы потерпевшего", предложила Виктория Билан.