12 июля Государственная Дума рассмотрела и приняла во втором чтении проект федерального закона № 352096-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят в 1 чтении 12.04.18 с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). С поправками к законопроекту выступила председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская:
Я хочу сделать общее заявление, что вообще неправильно распределены полномочия по предоставлению жилья. Это компетенция Минстроя и Комитета по жилищной политике. И в подтверждение тому у меня на руках обращение Голиковой к Президенту, да, курирующего зама, которая согласна с тем, что эти полномочия должны быть переданы Минстрою, тогда бы многих этих поправок сейчас не было бы и они бы не обсуждались. И не всегда в соответствии с жилищным законодательством.
Поправка № 3.
Я благодарна Дмитрию Георгиевичу (Новиков, депутат фракции КПРФ Прим. ред.), мы во многом пересекаемся в своем понимании решения проблемы детей-сирот, но поправка №3 в первую очередь посвящена ситуации, когда обязательно требуют решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. И эти решения просто загружают нашу судебную систему, потому что они никому не нужны. У нас можно обменять только социальное жилье. В остальном это сделки, если речь идет о собственности.
И все эти решения принимаются, и все судьи понимают, что это пустая трата времени, тем не менее, эта норма остается. Мы предлагаем ее исключить.
Кроме того, в этой же поправке №3 говорится, собственно это пересекается с тем, о чем говорил депутат Новиков, как это можно было бы выбросить норму о том, что помещения не отвечают санитарным и техническим требованиям. Одна ситуация, когда жильё непригодно для постоянного проживания, но нельзя предоставить жильё, не отвечающее санитарным и техническим требованиям. Это вторая позиция поправки №3.
И, наконец, в Жилищном кодексе написано, что нельзя жить с детьми, с взрослыми людьми, которые страдают тяжелейшими формами хронических заболеваний, перечень которых утверждён Правительством. И эта поправка тоже отклоняется. Я прошу поправку №3 поддержать.
Поправка № 5.
Уважаемые коллеги, речь идёт о том, что государство должно выполнять принятые на себя обязательства независимо от того, когда ребёнок стал сиротой и нуждался в жилье, после 1 января 1984 года или позже. По состоянию на 1 января 2013 года он не обеспечен. Так вот, есть на этот счёт решения конституционных судов неоднократно о том, что ничего не стоит государство, которое не выполняет ранее взятые на себя обязательства. В этом случае эти обязательства должны быть выполнены. Прошу поддержать поправку №5.
Поправка №6.
- Важнейшая поправка – это как раз на тему, как же нам быть с этим колоссальным объемом необеспеченных жильем – 166 тысяч детей-сирот, целый город не обеспечен жильем. Так вот я напоминаю то, что в свое время поручил Президент и было реализовано, когда было принято решение по обеспечению военнослужащих жильем. Те, кто не был обеспечен, тому предоставлялась компенсация за наем жилого помещения, и у нас не было бездомных офицеров. То же самое я предлагаю сделать по детям-сиротам.
Более того, у меня сейчас в руках согласие Президента Российской Федерации на такое же точно предложение, пожалуйста – поддержать компенсационные выплаты указанным лицам за наём детям-сиротам. Мы, что, будем голосовать против этих поручений теперь?
На эту тему поправка №6. Прошу поддержать.
Поправка №9.
Поправка №9 посвящена ситуации, которая возникала неоднократно, когда органы, которые должны отвечать за постановку на учёт и подсказывать детям-сиротам их права, этого не делали. В итоге у нас многие граждане не написали заявления. Более того, были случаи, когда в 22 года приходили люди, сироты, из числа детей-сирот, поставьте на учёт, им говорили: да вы придите, вам же ещё 23-х лет нет. Так вот, когда они приходили после 23-х, им говорили: а ты уже опоздал. С такой ситуацией мириться никак нельзя, поэтому поправка посвящена именно этой ситуации, независимо от того, ставили их тогда на учёт или нет, государство обязано обеспечить их жильём, вот и всё.
Поправка №9 – прошу поддержать.