Олег Шеин и Валерий Гартунг о свободной экономической зоне в Крыму и Севастополе
см. также ↓3 апреля Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя). С докладом по данному законопроекту выступил официальный представитель Правительства РФ заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Трунин. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту задали вопросы и выступили Олег Шеин и Валерий Гартунг.
Вопрос
Олег Шеин:
У меня вопрос к правительственной ложе. Правильный закон, хороший. Но возникает недоумение, а как у нас так могло быть принято решение, понятно, написанное Правительством Российской Федерации и внесенное в парламент, о том, чтобы льготы предоставлялись компаниям, которые зарегистрированы в особой экономической зоне, но при этом не осуществляли реальные инвестиционные проекты? Что это была за странная конструкция, которую сегодня теперь приходится исправлять? Кто был автор этой конструкции? И какие последствия этого авторства?
Илья Трунин:
Олег Васильевич, напомню, когда и в каких условиях принимался действующий режим. Это был 2014 год, нам необходимо было установить особые условия на вновь обретенных территориях Российской Федерации. Поэтому была задача, чтобы охватить налогоплательщиков максимально комфортными условиями.
Сейчас мы видим, что эти территории полностью интегрированы в российскую экономику. Зачастую мы видим злоупотребления. Поэтому мы предлагаем привести те налоговые условия, в которых функционируют налогоплательщики, резиденты в свободных экономических зонах в соответствии с теми, которые имеются в других особых экономических зонах Российской Федерации, то есть привязать льготы к инвестициям.
Спасибо.
Выступление Валерия Гартунга:
Мы, безусловно, за то, чтобы, если участники этой особой экономической зоны берут на себя обязательства, и потом их не выполняют, то и, соответственно, наступали бы экономические последствия невыполнения. Поэтому мы концепцию этого закона поддерживаем.
Но, Илья Вячеславович, я хотел бы вернуться к предыдущей дискуссии, и всё-таки меня удивляет ситуация, когда предприятие работает на общем режиме налогообложения, по итогам своей деятельности платит налог на прибыль, который на 18 % с 20 зачисляется в бюджет субъекта. При этом вы берёте у этой компании часть бизнеса и выводите на специальный налоговый режим, по которому она платит налог в федеральный бюджет. Как можно утверждать, что тут нет потерь для регионального бюджета, мне это непонятно, когда говорит заместитель министра финансов.
Спасибо.
Я приветствую это решение, оно правильное, и оно как раз улучает инвестиционный климат в России. Потому что инвестиционный климат – это вовсе не обмануть общество и государство, пообещать, потом не сделать, получить налоговые льготы, привести работников в зону "серой занятости" и рассказывать сказки про то, насколько теперь этот предприниматель обеспечивает процветание в нашем отечестве. Таких инвесторов не надо нам. Поэтому предложение Правительства, оно является совершенно правильным.
Валерий Карлович вместе с тем совершенно верно затронул тему о том, что в данном случае есть ещё выпадающие доходы регионального бюджета. То есть, строго говоря, должно быть осмысление, и будет прекрасно, если ко второму чтению Правительство российское об этом подумаем, внесёт какие-то предложения о том, чтобы данный инвестор так называемый, он бы ещё возместил выпадающие доходы в отношении бюджета Республики Крым и города-героя Севастополя.
И последнее, о чём стоит тоже сказать. Все модели, связанные с налоговыми изменениями, должны в итоге оборачиваться созданием либо легальных рабочих мест, либо стратегическим увеличением в целом налогообложения в Российской Федерации. Мы понимаем хорошо, что есть эпоха стартапов, мы понимаем хорошо, что есть время, когда должны быть льготы налоговой системы. Но это не является самоцелью, и снижение налогов не является самоцелью, напротив, самоцелью является увеличение отдачи от национальной экономики, от бизнеса в интересах общества, что предполагает стратегически не снижение налогов, а как раз наоборот.
Но повторю ещё раз, данный законопроект, он правильный и, безусловно, мы будем его поддерживать.