О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Центрального советаИсполнительный Секретарь Президиума ЦС - Руководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Газзаев: мы не имеем права терять время и упустить шанс для развития футбола в России

03 апреля 2018

 см. также ↓

Заместитель председателя Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Валерий Газзаев выступил на круглом столе "Правовые и социально-экономические вопросы финансирования профессиональных российских футбольных клубов":

 mp4 

– Уважаемые коллеги! Прежде чем приступить к обсуждению основного вопроса, хотел бы немного остановиться на проблемах российского футбола и сказать несколько слов. Через два месяца в нашей стране пройдет большой спортивный праздник – Чемпионат мира по футболу. Нет ни малейших сомнений в том, что Россия проведет этот турнир на высочайшем уровне. И никаких проблем с организацией, безопасностью и инфраструктурой не возникнет.

Однако меня, как многих специалистов и простых болельщиков, тревожит другое. Право провести Чемпионат мира по футболу-2018 мы получили еще в 2010 году, во многом благодаря личному участию и авторитету нашего Президента. И за эти восемь лет можно было не только построить объекты инфраструктуры: стадионы, дороги, аэропорты, гостиницы, но и обустроить весь наш футбол, и создать мощную, сильную, молодую, амбициозную сборную к ЧМ-2018. Но, к сожалению, в этом плане не было сделано ничего. И российский футбол вместо того, чтобы бурно развиваться, находится в состоянии застоя особенно на уровне национальных сборных.

Вот несколько фактов. Первое. За последние восемь лет мы участвовали в одном Чемпионате мира, двух Чемпионатах Европы и в Кубке конфедераций, а еще на один Чемпионат мира вообще не попали. Эти турниры прошли провально, хотя должны были стать катализатором подготовки к домашнему Чемпионату мира.

Второе. Громких успехов мы в последний раз добивались еще в прошлом десятилетии, когда ЦСКА, а затем "Зенит" выиграли Кубок УЕФА. В тот период костяк сборной состоял из игроков этих двух клубов – и неслучайно национальная команда в 2008 году завоевала бронзу Чемпионата Европы.

Третье. Сборная России находится в седьмом десятке рейтинга ФИФА, между Кабо-Верде и Гондурасом. Это самое низкое место в истории отечественного футбола.

Четвертое. Отсутствие спортивных результатов напрямую сказывается на интересе населения России к футболу. Телевизионные рейтинги не растут. И несмотря на появление современных вместительных арен, посещаемость матчей Чемпионата России остается на уровне 2007 года.

Пятое. В декабре 2017 года Российский футбольный союз остался без президента, который то ли приостановил исполнение обязанностей, то ли просто ушел в бессрочный отпуск. И это накануне Чемпионата мира-2018! Кто будет отвечать за подготовку и выступление сборной?! Кроме того, согласно уставу РФС, замещать президента должен один из вице-президентов. А затем следует созвать внеочередную Конференцию РФС для выборов нового главы организации. Однако этого не произошло, и российский футбол, по сути, обезглавлен. На сегодня исполняющим обязанности вопреки уставу является генеральный директор.

А главное, что вызывает удивление – отсутствие у нынешнего руководства РФС какой-либо стратегии развития футбола. Никто не понимает, куда мы идем. Приведу простой пример. На выборах президента РФС в 2016 году была кулуарно и без профессионального обсуждения принята так называемая программа развития футбола аж до 2030 года. А в феврале 2018 года, после исполкома РФС, нам сообщили: грядут "глубокие серьезные реформы" и Россия будет развиваться по пути Исландии. То есть недавно принятая глобальная программа-2030 тихо отправлена в утилизацию, хотя к ее реализации даже не приступали. Она оказалась просто фикцией. То же самое, кстати, происходило и с тремя предыдущими программами, ни одна из которых не была реализована.

Ну, а что касается Исландии... Россия – это страна с огромными возможностями, традициями, историей, гигантскими расстояниями и населением в 146 млн человек. Как она может брать пример с крошечного, компактного государства, где всего около 300 тыс. жителей? Возможно, исландский футбол действительно развивается хорошо. Но это, как сравнивать ремонт отдельной квартиры с программой реновации Москвы. Или, может быть, сборная Италии, которая не попала на ЧМ-2018, тоже должна брать пример с Исландии? Мне кажется, это большой вопрос.

Уважаемые коллеги! Я хочу не только дать профессиональную оценку текущих дел в российском футболе, но и сделать ряд конкретных предложений, которые напрямую касаются темы сегодняшнего заседания: финансирования профессиональных клубов исключительно за счет частных инвестиций и государственно-частного партнерства.

Эти предложения являются частью программы реформ российского футбола, которую мы разработали совместно с крупнейшей консалтинговой компанией PriceWaterHouse и юридической компанией CMS. И я хотел бы озвучить четыре главных направления

Первое. На мой взгляд, РФС необходимо радикально изменить систему управления профессиональными футбольными лигами и проведения чемпионата.

Ключевых изменений должно быть три: 1) сокращение числа профессиональных клубов; 2) расширение премьер-лиги и первой лиги; 3) создание единой управленческой структуры для двух профессиональных лиг.

Объясню подробнее. Сейчас в России выступает около 100 профессиональных клубов. Такого количества нет ни в одной из ведущих футбольных стран Европы. Например, в Германии всего 56 профессиональных клубов, во Франции – 40, в Испании – 44, в Голландии – 35. Наше предложение состоит в том, чтобы сконцентрироваться на качестве профессиональных клубов, а не на их количестве. Поэтому мы предлагаем сохранить обязательный профессиональный статус только для двух лиг: Премьер-лиги и Первой Лиги. Вторую Лигу следует сделать региональной – там будут выступать полупрофессиональные и любительские клубы, а проводить турнир будут межрегиональные объединения – МРО.

Другое предложение касается расширения Премьер-лиги до 18 либо даже до 20 клубов. Расширение станет дополнительным стимулом для развития футбола в регионах и позволит увеличить количество кандидатов в национальную, молодежную и юношеские сборные.

Первую лигу мы предлагаем расширить до 36 клубов и разделить на три дивизиона по географическому принципу с целью уменьшения транспортных расходов: "Запад", "Центр" и "Восток". К тому же, разделение на дивизионы позволит активнее развивать регионы Дальнего Востока, Сибири и Урала в системе профессионального, детско-юношеского и любительское футбола.

И еще одно важное, радикальное изменение. Мы предлагаем объединить управление и централизованный контроль за Премьер-лигой и Первой лигой в рамках единой организации. Она будет называться РФЛ – Российская футбольная лига. Аналогичная схема применяется в Германии, Испании, Франции. Важно, что телеправа на Премьер-лигу и Первую лигу в России должны продаваться единым пакетом.

Второй важнейший вопрос – это система финансирования клубов и их финансовая стабильность.

Сейчас российский футбол находится в прямой зависимости от регионального и государственного финансирования – таких клубов в стране свыше 80%. Это приводит к нарушению принципов финансового fair-play и нестабильной финансовой ситуации. Вы сами знаете, как часто бывает, пришел новый губернатор или мэр, ему не интересен футбол – сразу урезается финансирование, возникают огромные долги, а в итоге – банкротство и команда прекращает существование. Таких примеров у нас достаточно. Уверен, что мы должны уходить от государственного финансирования. Профессиональные клубы должны быть исключительно частными.

Для привлечения частных инвесторов в футбол необходимо на государственном уровне принимать меры по стимулированию инвестиций за счет льготного налогообложения либо предоставления других льгот. Например, на использование земли в коммерческих целях.

В качестве примера приведу опыт Китая. Компаниям, которые финансируют различные футбольные проекты (поддержка клубов, закладка полей, создание академий и многое другое), налог на прибыль был снижен с 25% до 15%. Это привело к существенному росту интереса к футболу со стороны крупных корпораций и бизнеса. Приведу пример. Спонсором одного из китайских клубов стала всем известная торговая компания Alibaba Group. В среднем прибыль этой корпорации за один квартал составляет около 2-2,5 млрд долларов. Благодаря снижению ставки налога компания экономит около 200-250 млн долларов за квартал, то есть в год экономия доходит до 1 млрд. Даже если половину этих средств инвестировать в поддержку клуба и строительство полей по всему Китаю, все равно компания остается в огромном плюсе.

Уверен, что и в России бизнесмены и компании, в том числе региональные, с удовольствием поддержат футбол во всех его проявлениях, если получат определенные льготы со стороны государства.

Уважаемые коллеги! У меня есть конкретные предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс. Компании, у которых есть спонсорские контракты с профессиональными клубами по различным видам спорта, должны получать вычеты по налогу на прибыль. Другого пути встать на профессиональные рельсы у нас просто нет, иначе мы не сможем стабильно развиваться и соответствовать требованиям финансового fair-play. Чтобы внести такой законопроект в Государственную Думу, я надеюсь на помощь не только спортивного, но и научного, и правового сообщества, прежде всего, на высококвалифицированную помощь Московского государственного юридического университета, с которым я давно и тесно сотрудничаю. Здесь хочу представить ректора Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Виктора Блажеева.

Помимо этого, сейчас в России очень активно внедряется государственно-частное партнерство. Это происходит во всех отраслях, в том числе, конечно же, и в спорте.

Теперь о том, что касается доходов клубов. Одной из главных причин тотальной убыточности российского футбола является крайне низкий доход от реализации телевизионных прав. В России эта статья приносит клубам премьер-лиги только 9% годовой прибыли, тогда как в Европе она составляет 45-55%.

Другая графа доходов – средняя выручка в игровые дни, так называемые матч-дэй, составляет в России 3%. Это тоже намного меньше, чем выручка в европейских странах, которая составляет 20-25%. Получается, что российские клубы выживают только за счет спонсоров и государственных и региональных бюджетов.

Сегодня российский футбол получает от телевизионных контрактов в 30 раз меньше, чем ведущие европейские чемпионаты. Эта сумма составляет всего 37 млн евро в год.

Такая ситуация приводит в том числе и к тому, что наши клубы становятся неконкурентоспособными на европейской арене. Даже аутсайдеры чемпионата Англии получают от телеправ намного больше, чем вся РФПЛ вместе взятая!

При этом предпосылки для роста стоимости телевизионных прав у нас есть. Исследования показывают, что в 2017 году рекламный рынок в нашей стране был сопоставим с итальянским или испанским и составлял около 6-7 млрд долларов, из которых примерно 40% приходилось на телевидение. Кроме того, растет рынок российского платного телевидения, который в 2017 году составил почти 1,4 млрд долларов. Значит, средства есть, и этим нужно заниматься РФС и РФПЛ.

На мой взгляд, цена телевизионных прав на Чемпионат России должна составлять не 37, а 400 млн долларов, и это должна быть только первоначальная цифра. Наша лига занимает шестое место в рейтинге УЕФА, но по доходу от телевизионных прав – лишь 14 место в Европе.

Уверен, что если лига будет делать качественный футбольный продукт, то непременно появятся желающие приобрести телеправа за достойную цену. И тогда ведущие клубы страны будут получать от телевидения не по 3-4 млн, а по 40-45 млн долларов за сезон. Добавьте сюда призовые от выступления в еврокубках плюс доход от дней проведения матчей и окажется, что российские клубы могут сами себя полностью обеспечивать.

Третий важный вопрос. Особое внимание следует уделять региональному футболу. Сейчас РФС выделяет региональным федерациям всего 500 тыс. руб. в год, а межрегиональным объединениям – 700 тыс. руб. Получается, что на весь региональный футбол РФС тратит около 50 млн руб. И что регионалы могут сделать за полмиллиона в год? Какие турниры провести, какую инфраструктуру обеспечить?

Я глубоко убежден в том, что РФС обязан гораздо активнее развивать именно региональный футбол, потому что в регионах появляются талантливые игроки для национальных сборных и ведущих клубов. Я считаю, что в бюджет Российского футбольного союза необходимо внести пункт, согласно которому РФС отчислял бы от 10% до 15% своего бюджета на развитие регионального футбола.

И четвертая проблема – отсутствие должного количества молодых футболистов в основных составах профессиональных клубов и недостаточный приток новых кадров в сборную.

Для решения проблемы мы предлагаем временно, на четыре года, ввести правило молодого игрока. Согласно этому правилу, в стартовых составах всех клубов Премьер-лиги и Первой лиги на поле должен выходить как минимум один российский футболист не старше 20 лет. Это позволит обеспечить игровой практикой как минимум 54 молодых футболиста, которые могли бы стать потенциальными кандидатами в национальную, молодежную, олимпийскую, юношеские сборные. Хотя на самом деле их будет гораздо больше – около 200. Потому что любому тренеру нужно иметь по четыре молодых игрока на каждую позицию – на случай дисквалификаций, травм или с учетом выбранной тактики. С данной инициативой я выступал еще в 2014 году. И если бы это правило вступило в силу четыре года назад, то сегодня у главного тренера сборной России было бы гораздо больше возможностей для выбора кандидатов в национальную команду.

Интересно, кстати, что правило молодого игрока было введено в 2017 году, но только не у нас, а в Китае, который переживает настоящий футбольный бум. Там в стартовом составе каждой команды на поле должны выходить минимум два игрока не старше 23 лет.

Отдельно хочу остановиться на проблемах детско-юношеского футбола. Для воспитания качественных футболистов нам необходимо реформировать систему подготовки профессиональных и детских тренеров. А также разработать отдельные методы и средства подготовки для каждой возрастной группы.

К сожалению, футбольные школы в России чаще всего финансируются по остаточному принципу. Мы предлагаем на первом этапе ввести правило, согласно которому профессиональные клубы в обязательном порядке ежегодно направляли бы 10% из призовых от участия в национальном чемпионате на развитие собственных детско-юношеских академий.

Помимо этого, мы считаем необходимым создать по одной высококлассной Академии под эгидой РФС в каждом из восьми федеральных округов Российской Федерации. Такая академия позволит:

– объединить в одном месте самых талантливых ребят из региона;

– предоставить им качественные условия для профессионального роста;

– возможность регулярно участвовать в соревнованиях с другими академиями;

– заниматься под надзором сильных детских тренеров, которые, что очень важно, будут трудиться за хорошую зарплату.

К большому сожалению, мы не успели провести необходимые реформы российского футбола до Чемпионата мира, а он стартует через пару месяцев. Но ведь этим турниром жизнь не заканчивается! Как я уже говорил, государство вложило большие средства в создание прекрасной инфраструктуры, а матчи чемпионата мира приведут к настоящему футбольному буму. Таким удачным моментом необходимо воспользоваться! Чтобы инфраструктура работала на благо российского спорта, необходимо немедленно принять комплекс мер и приступить к реализации настоящей, а не "исландской" программы развития.

На мой взгляд, мы просто не имеем права терять время и упустить такой шанс для развития футбола в России.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции «СР» в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2023