15 февраля Государственная Дума рассмотрела и отклонила в первом чтении проект федерального закона № 186673-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления дополнительных запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой" (в части запрета замещать отдельные должности в течение пяти лет после увольнения). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Николай Рыжак:
Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!
Когда мы говорим о парламентском контроле, когда мы говорим о политической культуре в обществе, то важно понимать, это мы сейчас как-то диковинно смотрим, коммерческая структура, потом правоохранительные органы или наоборот, а ведь вообще-то всё цивилизованное сообщество относится к этому совершенно нормально. Мы должны как-то переболеть этим периодом, видимо, должны в целом заботиться о чистоте наших рядов не только в системе органов государственной власти, на муниципальном уровне, в правоохранительной сфере, в том числе и в коммерческих структурах, ведь претендовать на качественный и профессиональный парламентский контроль можно только тогда, когда люди пропитаются политической культурой.
Я уже как-то приводил пример, что в Соединенных Штатах через Конгресс, через Сенат проходят практически все применительно к спецслужбам, практически все сотрудники спецслужб, по квоте, в зависимости от этого, обирают самых способных, самых грамотных, политически подготовленных, они пропитываются политической культурой. Но основное условие это принцип ротации, пять лет они работают в аппаратах по разведке Сената и Конгресса и потом возвращаются в свои многочисленные спецслужбы, неся эту государственную политическую культуру, и уже к их действиям никто не относится с подозрением, с желанием, что они могут нанести вред персональный кому-то, они несут государственный подход к решению всех вопросов. Это очень важно. Они же потом возвращаются и работают в важнейших корпорациях, которые определяют стратегические и экономические интересы государства, и тоже ничего предосудительного в этом нет.
Поэтому мне кажется, что к этой постановке вопроса относиться надо совершенно спокойно, поднимая общую культуру, общую чистоту в обществе. Это очень, видимо, выверенный и правильный подход. Даже в наших комитетах, до пенсии люди здесь работают, и он не возвращается к себе, и здесь уже есть коррупционная составляющая. То есть принцип дуновения свежего ветра, динамики политического процесса, он должен осуществляться и чувствоваться постоянно в здоровом обществе. Над этим нам надо постоянно думать, тогда наш парламентский контроль, заявление на парламентский контроль, он будет основательный, объективный и ни у кого не будет вызывать раздражения и какой-то непонятной аллергии. Спасибо за внимание.