Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков рассказал о том, почему фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" последовательно голосовала против правительственного законопроекта о федеральном бюджете на 2018 год:
В принятом Госдумой и утвержденном сегодня Советом Федерации законе о бюджете 2018 года заложен рост ВВП до 2,3%, инфляция до 4%, увеличение доходов и снижение дефицита более чем в два раза. Выглядит оптимистично. Что, по-вашему, не так с этим бюджетом?
- То, что все плюсы бюджета следующего года исчерпываются названными четырьмя позициями. Перечень его недостатков на порядок длиннее и существеннее.
Закон о бюджете-2018 "родной брат" законов о бюджете, принятых в предыдущие три года. От своих "родителей", заседающих в Правительстве России, он унаследовал все изъяны предыдущих "собратьев", а также приобрел новые болезни.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" постоянно указывает на них и предлагает более реалистично прогнозировать макроэкономические показатели, перераспределить налоговую нагрузку с производства на потребление, отменить льготы экспортерам сырья, прекратить изъятие доходных источников у бюджетов субъектов РФ.
Три года подряд мы добиваемся индексации пенсий и материнского капитала, изменения софинансирования майских указов Президента, увеличения инвестиционных расходов бюджета, повышения отдачи от госактивов и госкорпораций и более эффективного использования средств теперь уже единого суверенного Фонда национального благосостояния.
Но Правительство России вновь нас не услышало, а парламентское большинство не поддержало. Предложения и поправки, которые "СР" вносила в процессе рассмотрения законопроекта, были отклонены, так что "болезни" бюджета-2018 остались неизлечимыми.
Принят "выжидающий", "консервативный" бюджет, в котором заранее заложены "заначки" и недооценена доходная база, сокращены социальные расходы и не развиваются механизмы поддержки реального сектора экономики.
А каковы, на ваш взгляд, источники и причины "хронических болезней" бюджета?
Третий год подряд для формирования расходов бюджета используется новая конструкция бюджетного правила.
Вместо того, чтобы сконцентрировать бюджетные ресурсы на развитии реального сектора экономики, повысить устойчивость к внешним вызовам, увеличить поддержку наиболее уязвимых слоёв населения, сохранить средства ФНБ как источника долгосрочных внутренних инвестиций, федеральное Правительство отсекает доходы на нефть ценой в 40$ за баррель и направляет их в резервы, тем самым сокращая бюджетные расходы на 77 млрд. рублей.
Ограничивая расходы на здравоохранение, образование, индексацию материнского капитала, пенсий, стипендий, на строительство коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильём наших граждан, Правительство России размещает средства суверенных фондов в долговые обязательства иностранных государств и их центробанков, в привилегированные акции кредитных организаций. А ведь объем ФНБ, по данным Минфина РФ, к началу ноября этого года превысил 4 трлн рублей! Для сравнения расходы на реализацию приоритетных проектов по всей России в 2018 году составят 172 млрд рублей. А теперь, внимание, вопрос: экономику какой страны поддерживает российское Правительство?
И конца этому не видно. Согласно бюджетному правилу, расходовать дополнительные доходы от нефти станет возможно только после того, как объем суверенных резервов достигнет 7% ВВП. А до этого "счастливого момента" власти будут сокращать государственные инвестиционные расходы и сохранять низкие темпы индексации социальных выплат. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с этим категорически не согласна. Мы настаиваем на отмене "бюджетного правила" и переходе к модели экономически оправданного роста государственных расходов.
И какие бюджетные расходы, по вашему мнению, должны быть в приоритете?
- Конечно же, социальные расходы, а также те, что помогут российским предприятиям развиваться, создавать новые рабочие места и повышать зарплату своим сотрудникам. Ведь социальная напряженность в стране растет.
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимум, по данным Росстата, за первое полугодие 2017 года составила 14,4%, или 21,1 млн человек. Правительство прогнозирует снижение уровня бедности в 2020 году до 11,2%. Непонятно, за счет каких факторов этот прогноз будет реализован. Ведь продекларировав задачу удержать низкую инфляцию, власть своими руками закладывает механизмы её ускорения индексирует тарифы естественных монополий.
Правительство прогнозирует увеличение реальных располагаемых доходов населения в 2018 году на 102,3% и реальной заработной платы на 104,1%. При этом "забывает" сказать, что этот рост мнимый, так как зарплаты и доходы будут просто медленно восстанавливаться после падения в 2016 году.
По данным Счетной палаты, в реальном выражении за три кризисных года пенсии сократились на 1,6%. Это говорит о том, что в результате последних изменений в пенсионной системе были утрачены механизмы повышения реального размера страхового пенсионного обеспечения граждан.
Кредитный портфель населения с января 2015 года увеличивается высокими темпами и к 1 августа 2017 года достиг рекордных 12,3 трлн рублей. Счетная палата отмечает, что происходит, прежде всего, рост кредитных портфелей низкодоходных групп населения. То есть у людей совсем не осталось денег на жизнь, и они вынуждены залезать в долговую кабалу.
А Правительство России тем временем раздувает Резервный фонд и накачивает деньгами компании с госучастием. В 2018 году 93 млрд рублей направляется в уставные капиталы 35 акционерных обществ. А госкорпорации и госкомпании, которые в этом году недоплатили около 250 млрд рублей дивидендов в бюджет, в следующем получают семь имущественных взносов на 367 млрд рублей из бюджета.
И что с этим можно сделать, как изменить ситуацию, используя инструменты федерального бюджета?
- "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" дала подробный и четкий ответ на этот вопрос в своем Альтернативном бюджете и в тех поправках, которые мы внесли ко второму чтению правительственного законопроекта о бюджете.
Фракция предложила уменьшить средства Резервного фонда Правительства России, сократить расходы на обслуживание госдолга, содержание чиновничьего аппарата и высвободившиеся 273,5 млрд рублей перераспределить в пользу наших граждан.
Мы предложили дополнительно выделить 70,7 млрд рублей, чтобы проиндексировать пенсии на 6%, направить 84,5 млрд рублей на индексацию не менявшегося с 2015 года материнского капитала, а еще 30 млрд рублей на повышение стипендий в вузах в 2018 году.
В правительственном проекте бюджета указано, что с 1 сентября 2018 года на 4% будет проиндексирован только стипендиальный фонд для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов. В 2017 году индексация стипендиального фонда вообще не производилась даже на размер инфляции. Утвержденный Правительством России норматив для формирования стипендиального фонда среднего профессионального образования составляет 539 рублей в месяц, а высшего образования 1 484 рубля в месяц. И это при величине прожиточного на душу населения в 10 329 рублей в 2017 году. Вот вам и цена громких заявлений о поддержке молодежи! "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает за поэтапное доведение размера стипендии до уровня прожиточного минимума, чтобы учащаяся молодежь получала реальную помощь от родного государства, а не гонялась за зарубежными грантами.
А какая поддержка необходима российским регионам, у большинства которых сегодня дефицитные бюджеты и большие долги?
- Большинство наших сограждан живут именно в дотационных регионах. И качество их жизни напрямую зависит от региональных бюджетов.
А расходы этих бюджетов в сопоставимых ценах сегодня ниже уровня 2012 года. Расходные обязательства по оплате труда в объёме расходов в целом по стране составили 64,6%, а на другие расходы практически ничего не остается.
Львиная доля бюджетов уходит на финансирование федеральных мандатов, в первую очередь, на выполнение майских указов. Так что субъекты РФ берут все больше коммерческих кредитов для исполнения своих и федеральных обязательств.
Далеко не все регионы могут выполнить условия предлагаемой федеральным правительством реструктуризации бюджетных кредитов. И значит, вынуждены будут занимать в коммерческих структурах под 9,5%, увеличивая долг.
Остро стоит вопрос реструктуризации регионами задолженности муниципальных бюджетов. На 1 октября 2017 года муниципальный долг составил 354 млрд рублей, во втором полугодии его рост отмечен в 41 субъекте РФ. И если в структуре госдолга регионов доля кредитов от кредитных организаций составляет 24,5%, то в структуре муниципального долга уже 57,2%. Очевидно, что сами субъекты федерации самостоятельно не смогут справиться с этой проблемой в ближайшее время.
Мы предложили дополнительно направить 30 млрд. рублей на дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, чтобы они могли использовать эти средства на погашение кредитов. Но, к сожалению, не получили поддержки.
Всего ко второму чтению бюджета мы внесли более двух десятков поправок, которыми можно было решить большую часть проблемных вопросов, о которых я уже сказал. Но, к сожалению, федеральное Правительство и парламентское большинство отклонили наши предложения.
Правда, небольшую часть аналогичных нашим поправок Правительство России и партия власти внесли от своего имени. Конечно, у них было преимущество в том, чтобы использовать в качестве источника дополнительных расходов средства, снятые с закрытых статей бюджета. Но не так уж важно, кто автор поправок. Главное решение вопросов, которые волнуют наших граждан.
Например, поправка, аналогичная нашему предложению направить 20 млрд рублей на дотации субъектам РФ на исполнение майских указов Президента России была принята в редакции фракции "Единая Россия". Что ж, пусть хоть таким образом регионы получат небольшую помощь.
Но, конечно, внесенных корректировок недостаточно. Нужно кардинально улучшать качество бюджета страны, как это и предлагает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Необходимые для этого решения отражены в нашем Альтернативном бюджете. В результате реализации наших предложений регионы могли бы получить дополнительные источники доходов в 500 млрд рублей, а федеральный бюджет 1,3 трлн рублей. При этом расходы федерального бюджета могли быть увеличены на 730 млрд рублей, а ФНБ на 613 млрд рублей.
Власти нужно прислушиваться к конструктивным предложениям, принимать смелые решения и брать на себя ответственность за их реализацию.