О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин: требуется коренное изменение системы распределения национального дохода в интересах людей наёмного труда

08 ноября 2017

 см. также ↓

8 ноября Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 274625-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" О фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступил Олег Шеин:

– Уважаемые коллеги, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – это социалистическая партия, и наши ведущие партнёры, с кем у нас подписано соглашение о сотрудничестве, это Конфедерация труда России, то есть объединение новых свободных профсоюзов, в которые интегрированы, в том числе, и авиадиспетчеры, и часть профсоюзов лётного состава, и докеры, и моряки, и новый профсоюз, работающий в бюджетном секторе, в автосборке. Поэтому, безусловно, мы поддерживаем данный законопроект, как любой, направленный на улучшение прав работников. Даже маленькие шаги, если они в нужном направлении, они должны всячески поощряться.

Вместе с тем сегодняшняя дискуссия позволяет осмыслить, где в принципе находится сегодня российский работник, какие вызовы есть по части заработной платы, и какие шаги должны быть предприняты. В этом контексте надо для начала оценить размер тех затрат, которые несут бюджеты всех уровней в рамках принятия этого решения. Для федерального бюджета в следующем году это будет означать рост нагрузки на 0,05%, для бюджетов субъектов Федерации – на 0,2%, а для национальной экономики, то есть для бизнеса – на 0,017%. Очевидно, это не те параметры, которыми можно гордиться и говорить о том, как здорово оказано содействие российским работникам. Причём в рамках бюджета, который принят на ближайшие три года, я эти цифры тоже напомню, предполагается дальнейшее уменьшение общего национального фонда оплаты труда к национальной экономике примерно на 0,5%. То есть, как работники мало получали в Российской Федерации, так они и будут получать в ней мало и дальше.

Когда мы говорим мало или много, понятно, что мы должны говорить не столько о деньгах в их натуральном исчислении, сколько о пропорциях. Есть крупные экономики, есть малоразвитые экономики. Тут нужно говорить о том, какая доля к этой экономике идёт на заработную плату работникам. Если в странах первого мира, куда сейчас стремительно подходят страны третьего мира, доля заработной платы к национальной экономике составляет порядка 55%-60%, то в России это примерно 25%-30%. То есть за единицу труда наш работник получает вдвое меньше заработной платы, чем его коллега, живущий и выполняющий ту же самую работу за рубежом. То есть если, условно говоря, этот мобильный телефон стоит 100 долларов, люди, которые его произвели где-нибудь в Польше, должны получать из 100 долларов 50 за свою работу, а в России из этих 100 долларов – только 25. При этом у нас, напомню, 62% национального богатства принадлежат 0,5% населения, вдвое увечился объем вывоза капитала за границу в этом году – 21 млрд долларов США, и сумма налоговых льгот для российского бизнеса достигла беспрецедентной отметки в 9,5 трлн руб.

Далее. Когда мы говорим про тему минимальной заработной платы, у нас возникает вопрос индикаторов, и кстати, чуть возвращаясь назад, поэтому на сегодняшний день Россия по размеру минимальной заработной платы занимает 95-е место в мире, мы перейдем после того как закон вступит в действие, на десять строчек выше, это будет не 95-е место, а 86-е. Это нам позволит обогнать такие страны, как Вьетнам, Чад и Мавританию, но размер минимальной заработной платы в Республике Конго, Габоне и легендарном Гондурасе останется по-прежнему для российских работников недостижим даже после того как закон, что мы сейчас обсуждаем, вступит в полном своем размере в полную свою силу 1 января 2019 года.

Есть ли сегменты в российской экономике, где люди получают более высокую заработную плату? Да есть. У летчиков заработная плата порядка 5,5 тысячи долларов США, у авиадиспетчеров – примерно 1,8 тыс. долларов, у докеров она выше, чем в странах Балтии – членах Евросоюза, но это сегменты, где очень сильные и развитые профсоюзы, где профсоюзы прошли через очень серьезное сопротивление администрации и Правительству. Напомню, например, авиадиспетчерам судом было запрещено проводить голодовку, а законом им запрещено бастовать. Тем не менее, за счет солидарности люди добились более высокой заработной платы, это демонстрирует, что в России возможен выход на хотя бы восточноевропейский уровень заработной платы, если людям не мешать защищать свои права, если дать гарантии профсоюзам. Если не запрещать законодательно проведение забастовок и если законодательство будет работать в интересах работников, мы вполне можем выйти по уровню нашей экономики, занимающей на душу населения 60 место в мире, мы вполне можем выйти на 60 место в мире по размеру заработной платы в реальных долларах, рублях, юанях и прочих валютах на работника, а не на 86-е.

Теперь в теме того, как вообще считают минимальную заработную плату за границей. Её не считают по прожиточному уровню, такого в мире нет нигде. Есть рекомендация Всемирного банка, в соответствии с которой минимальная заработная плата должна составлять отметку порядка 40% от средней заработной платы в соответствующей стране. Именно на этот уровень через достаточно серьезные, высокие индексации минимальной заработной платы в нулевые годы вышли Венгрия, Польша, Словакия, Болгария и другие страны, с которыми вполне уместно сравнивать Россию, потому что уровень нашей экономики не сильно хуже в расчете на душу населения, учитывая особенно наличие больших природных ресурсов.

В этом контексте, безусловно, требует пересмотра сама модель пересчета минимальной заработной платы с тем, чтобы она считалась по-другому. Если мы будем повышать минимальную заработную плату до отметки, составляющей 40% от средней заработной платы по стране, это составит с точки зрения воздействия на национальную экономику не 0,017, а примерно 0,4, то есть, соответственно, повлечет за собою, если минимальная заработная плата будет около 15-16 тыс. руб. в месяц, повлечет за собою рост инфляции примерно на 0,4%, что легко считается. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" полагает это более чем посильной задачей, и, безусловно, мы должны менять всю методику подхода к минимальной заработной плате.

Поэтому мы, безусловно, поддерживаем данный законопроект, но мы не можем полагать его самодостаточным, и позиция нашей фракции заключается в том, что требуется коренное изменение по распределению национального продукта и по распределению создаваемого национального дохода в стране в интересах тех, кто создает, в интересах лиц наёмного труда. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International