О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 20 июня 2024 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Александр Ремезков об исполнении федерального бюджета за 2016 год

27 сентября 2017

 см. также ↓

27 сентября на пленарном заседании Государственная Дума рассмотрела и приняла законопроект об исполнении федерального бюджета за 2016 год, подготовленный Правительством РФ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Александр Ремезков:

 mp4 

– Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем с вами очередной отчет об исполнении федерального бюджета, теперь за 2016 год, отчет о том, как Минфин и Правительство работали, как была исполнена бюджетная и налоговая политика в 2016 году, и какие результаты достигнуты. Давайте разберемся, что же скрывается за цифрами.

Все отмечали, что исполнение бюджета происходило в условиях ухудшения, по сравнению с 2015 годом, ценовой конъюнктуры основных экспортных товаров России – нефти и газа. Однако ухудшение внешних факторов должно было адекватно отразиться на качестве макроэкономического прогнозирования. Но Правительство было слишком оптимистичным.

Даже несмотря на то, что в самом конце 2016 года были приняты изменения в закон о федеральном бюджете на 2016 год, по целому ряду ключевых показателей, лежащих в основе бюджета, сохранились существенные отклонения.

Что мы получили? Ослабление рубля, падение ВВП (на 0,2%), снижение внутреннего инвестиционного спроса (на 0,9%), между прочим, уже третий год подряд, падение оборота розничной торговли (на 4,6%), снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 5,9%), сохранение у населения сберегательной модели поведения, и как следствие – падение внутреннего потребительского спроса (уже второй год подряд) – вот итоги реализации проводимой Правительством бюджетной и налоговой политики. И нас с вами пытаются убедить, что это – улучшение социально-экономического положения в стране.

По факту, на взгляд "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", происходит подгонка под положительный результат, представление данных в лучшем свете, чем они есть на самом деле. Например, индекс промышленного производства и ВВП. Меняется методика расчета в 2016 году. И падение ВВП уже не такое драматичное, а промышленное производство растет более быстрыми темпами.

Достижение Правительства – значительное снижение инфляции, до 5,4%. Однако это никак не отразилась на росте, или хотя бы стабилизации доходов населения – они упали на 5,9%. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не раз с этой трибуны указывала на то, что при той политике, которую осуществляет Правительство, снижение доходов населения продолжится и дальше. Но нас не услышали.

Надеюсь, вы услышите Счетную палату, которая в своём докладе указала, что динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2016 года – это худший показатель с 1999 года. А численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума вновь увеличилась, достигла 13,5% общей численности населения, а это худший показатель с 2006 года.

В этой области у Правительства успехов точно нет, Правительство забыло о важнейшей составляющей бюджетной политики: выводу наиболее бедных слоёв населения из категории нищеты.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ постоянно поднимала вопрос о финансировании майских Указов Президента. Мы говорили о ежегодном сокращении финансирования со стороны федерального бюджета, о перекладывании бремени расходов на субъекты РФ. В итоге, от общей потребности в бюджете заложено всего 62%, из которых доля федерального бюджета составляет 10%, а остальные 90% – непосильная ноша регионов.

По доходам федерального бюджета сложилась ситуация, при которой не использованы до конца все возможности и резервы по наполнению доходной части бюджета налоговыми и неналоговыми поступлениями. Кстати, общие требования к методике прогнозирования доходов позволяют главным администраторам вольно подходить к планированию доходов, и занижать их. Отсюда и такое низкое качество планирования по доходам, отсюда и рост, когда он нужен. Из года в год мы говорим о низкой эффективности госпрограмм, но почему же Правительство ничего не делает?

Счетная палата оценила: средний уровень эффективности у 14 госпрограмм, низкий уровень – у восьми госпрограмм. Не подлежали оценке эффективности 17 госпрограмм. Правительство могло принять решение о прекращении финансирования госпрограммы, о наложении взыскания за недостижение запланированных результатов. Но Правительством ничего не предпринималось.

Одним из системных недостатков бюджета является слабый контроль и низкое финансирование расходов. Неиспользованные расходы федерального бюджета в 2016 году составили 220 млрд рублей. Если вычесть отсюда 18-миллиардную "экономию" на обслуживании государственного долга, то экономика страны и граждане недополучили более 200 млрд рублей. В такой социально значимой и важной отрасли как ЖКХ неисполненные расходы составили три млрд рублей, в образовании – пять млрд, в здравоохранении – 12 млрд, в социальной политике – 12 млрд, в физической культуре – 8 млрд, в дорожных фондах – 20 млрд.

Моногорода, за которые все фракции боролись, недополучили 7 млрд рублей, и так далее. Уже на протяжении десятилетий мы говорим о неравномерном исполнении федерального бюджета, и ничего не меняется – из года в год одно и то же.

По ФАИПам – та же самая неразбериха, включение объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, заключением государственной экспертизы, без проверки сметной стоимости, с неправомерным применением индексов сметной стоимости – и Правительству все равно. В результате в 2016 году на 20% увеличилось количество объектов незавершенного строительства (12 тыс. объектов). То есть существенного сдвига за прошедший 2016 год в повышении качества управления финансами не произошло.

Наконец, развитие межбюджетных отношений зашло в тупик. Количество регионов-доноров не увеличивается. Дотационных – не уменьшается. Государственный долг субъектов остался на уровне 2015 года. Долг муниципалитетов растет. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга не уменьшаются. Регионы оказались в ловушке.

Субъектам необходимы долгосрочные межбюджетные трансферты, необходимо перераспределить поступление по отдельным налогам в пользу регионов, как минимум – вернуть 1% по налогу на прибыль. Не зря тема межбюджетных отношений и тема региональных долгов, о которых СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ говорит на протяжении последних пяти лет, становится ключевой на совещаниях с Президентом.

Правительство и Минфин проводили политику, не прислушиваясь к оппозиции. Мы предлагали иные подходы к бюджетной и налоговой политике, отраженные в нашем Альтернативном бюджете. Отменили бы льготу по НДС для экспортеров сырья, пересмотрели бы налогообложение нефтяной и газовой отрасли, навели бы порядок на таможне – высвободили бы средства для реального сектора экономики, для производства, простимулировали бы создание рабочих мест. Если бы перераспределили налоговую нагрузку с производства на потребление, разобрались бы с офшорами, если бы опережающими темпами финансировали наукоемкие отрасли, приоритетные отрасли экономики, помогали бы регионам справляться с майскими Указами Президента, можно было бы простимулировать внутренний инвестиционный спрос. Не потребовалось бы искусственно занижать индексацию пенсий и пособий. Это привело бы к росту благосостояния населения, к расширению внутреннего платежеспособного спроса. Были бы совсем иные результаты, нежели мы имеем сейчас.

Итак, в итоге – низкое качество макроэкономического планирования, подгонка важнейших показателей посредством изменения методик расчета, рост численности нищих граждан, общее снижение благосостояния населения, загнанные в долговой тупик регионы, паралич межбюджетных отношений, отсутствие перераспределения налоговой нагрузки, всё это не позволяет СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ поддержать рассматриваемый законопроект.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International